Скоростное движение разгонит рост ВВП
Запуск скоростных поездов в Казахстане позволит экономике развиваться быстрее.До конца 2014 года компания «Қазақстан темір жолы» запустит три скоростных поезда по маршрутам «Астана – Кызылорда», «Астана – Усть-Каменогорск» и «Алматы – Усть-Каменогорск», сообщает пресс-служба АО «Пассажирские перевозки». Ранее в этом году компания организовала запуски двух скоростных поездов: со 2 июня по маршруту «Астана – Шымкент», а с 1 августа – «Алматы – Актобе». Поезда сформированы из вагонов завода «Тұлпар-Тальго».
Как говорится в сообщении, всего за восемь месяцев текущего года национальный перевозчик перевез 13,6 млн пассажиров, из них только за три месяца летнего периода перевезено 5,9 млн пассажиров. При этом скоростными поездами за июнь, июль и август перевезено 298 тыс. пассажиров.
В поездах международного сообщения введены скидки на проезд от 10% до 30% в зависимости от времени покупки (за 45 или 15 суток). А в скоростных – от 10% до 25% в зависимости от типа вагонов («Гранд», «Бизнес»).
Кстати, есть прямая взаимосвязь между развитием скоростного железнодорожного движения и ростом валового внутреннего продукта на душу населения. Так, в топ-11 государств, имеющих скоростное железнодорожное сообщение, входят Бельгия, Тайвань и Германия.
В частности, бельгийский скоростной электропоезд серии TGV, рабочая скорость которого равна 300 км/ч, курсирует по высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей Брюссель с французской железнодорожной линией LGV Nord. В эксплуатацию был введен в декабре 1997 года.
А вот скоростной поезд на острове Тайвань разработан на основе японских поездов Shinkansen. Поезд, максимальный показатель рабочей скорости которого равен 300 км/ч, соединяет северный Тайбэй и южный Гаосюн. Он состоит из 12 комфортабельных вагонов и может вместить 989 пассажиров. Рекорд скорости для этого поезда был установлен в 2005 году и составляет 315 км/ч.
А, к примеру, на линии Страсбург – Париж InterCity Express развивает скорость до 320 км/ч. Сегодня ICE являются основным типом поездов, следующих на дальние расстояния, из всех представляемых Немецкими железными дорогами. Эти поезда также поставляются в Россию, где они используются на скоростных железнодорожных линиях Москва – Нижний Новгород и Москва – Санкт-Петербург. Кроме того, в топ-11 государств, имеющих скоростное железнодорожное движение, входят Великобритания, Южная Корея, Италия, Испания, Китай, Франция и Япония.
Согласно данным Международного валютного фонда по итогам 2013 года, Бельгия занимает 16-е место и имеет ВВП $45 537 на душу населения. Та же Германия имеет ВВП $43 952, Великобритания – $39 049, Южная Корея – $23 838, Италия – $33 909, Испания – $29 409, Китай – $20 706, Франция – $42 991 и Япония – $39 321.
Для сравнения: по данным МВФ, Казахстан имеет ВВП $13 048 на душу населения.
Власти, конечно, понимают, что скоростное железнодорожное движение просто необходимо стране, которая позиционирует себя как современное государство, стремящееся к прогрессу. Соответственно, и амбиции.
Еще в октябре 2012 года президент АО ««Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин доложил тогдашнему премьер-министру Серику Ахметову о реализации программы развития скоростного пассажирского сообщения в Казахстане.
Тогда и было заявлено, что в 2014 году на различных внутриреспубликанских направлениях будет курсировать уже 420 отечественных пассажирских вагонов. К текущему году казахстанское содержание в составах «Тальго» составит 61%. Причем г-н Мамин обещал, что до конца 2015 года скоростное движение соединит все крупные города Казахстана.
Но амбициям могли помешать технические проблемы, связанные с состоянием путей.
Поэтому КТЖ пришлось искать компромисс между нынешними возможностями путевого хозяйства и требованиями высокоскоростного движения. К 2003 году решение было найдено: страна сначала купила в Испании, а затем начала собирать на специально построенном в Астане заводе поезда «Тальго». Благодаря использованию нового подвижного состава удалось сократить время в пути между нынешней и южной столицами с 21 до 13 часов. К 2013 году на скоростных поездах можно было доехать из Атырау в Астану и в Алматы, а также из Семея в Астану и из Петропавловска в Алматы.
Есть и неудачи. В феврале 2011 года в Пекине состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги Астана – Алматы между КТЖ и Министерством железных дорог КНР. Предполагаемая скорость поезда – 350 км/ч. Начало строительство линии было запланировано на 2014 год. Но после долгих обсуждений и анализа было решено отложить строительство этой скоростной железной дороги.
Вместе с тем высокоскоростное железнодорожное движение для Казахстана необходимо как воздух.
Сегодня средняя скорость на казахстанских железных дорогах составляет 50 км/ч. Для сравнения: в России этот показатель равен 70 км/ч, Китае – 90 км/ч. Если увеличить скорость движения до 100 км/час, то грузооборот вырастет сразу в два раза.
Наличие скоростей железнодорожной сети – признак перехода страны из категории развивающихся в категорию развитых стран мира.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.