Разнообразные задачи главного киносмотра Центральной Азии
Кинофестиваль «Евразия» известен тем, что фестивальная часть не является единственной целью его проведенияКинофестиваль «Евразия» известен тем, что собственно фестивальная часть не является единственной целью его проведения. Киносмотру сопутствуют, на первый взгляд, побочные мероприятия, которые, если верить его президенту Ермеку Аманшаеву, имеют конкретные цели.
Напомним, что в этом году наша страна отмечает юбилей Шакена Айманова – основателя не только киностудии «Казахфильм», но и казахстанского кинематографа вообще. «В связи с этим мы планируем множество мероприятий. Мы, например, специально подготовили полное собрание его фильмов. Также благодаря поддержке министерства культуры и спорта издаются две очень важные книги – это книга-альбом и монография о Шакене Айманове, на страницах которой о нем вспоминают соратники, друзья и коллеги. Также будет презентован документальный фильм о легендарном режиссере. Я думаю, будет очень полезно в честь юбилея вспомнить этого человека, который, по сути, является основоположником казахстанского кино. Необходимо осмыслить все его прошлое, его наследие, его значение в современном казахстанском кино», – делится г-н Аманшаев.
Киностудия «Казахфильм» и «Евразия» связаны весьма тесно. И дело не только в Ермеке Аманшаеве, который президентствует в обеих структурах, но и в пересекающихся целях киносмотра и кинофабрики. Если «Евразия» нацелена на обмен опытом с другими фестивалями категории «А», то «Казахфильм» заинтересован в сопродюсировании с зарубежными фондами, продюсерами и студиями.
«Необходимо, чтобы кинофестиваль стал той площадкой, где будут обсуждаться разные проекты и тенденции в фестивальном кино. В предыдущие годы мы проводили дни Венецианского кинофестиваля, к нам приезжали отборщики Берлинского кинофестиваля. В последние годы у нас неплохо налаживаются контакты с Каннами, с их отборщиками. Результат налицо – есть серьезные награды в Берлине. В этом году на «Евразию» приедут отборщики Каннского кинофестиваля – это тот форпост, который мы хотим, чтобы казахстанское кино преодолело. С функционерами Канн мы надеемся обсудить возможность участия наших фильмов в Каннах», – говорит президент кинофестиваля «Евразия». Добавим, что «форпост» – это участие в основной программе Канн. Там казахстанских фильмов еще никогда не было, программа «Особый взгляд» – это на сегодняшний день вершина. Но, возможно, именно «Евразия» поможет преодолеть ее. В любом случае наше кино на мировых фестивалях пользуется все большим спросом. Как вспонимает тот же г-н Аманшаев, было время, когда казахские кинематографисты собственными усилиями пытались пробиться на киносмотры – отправляли туда фильмы за свой счет, например. Сейчас ситуация, конечно, меняется. Хотя, как мы точно знаем, до сих пор остаются режиссеры, которые самостоятельно стучатся в двери зарубежных фестивалей. Кто-то приходит уже с готовым фильмом, а кто-то ищет спонсорства, представляя на рассмотрение киносценарии.
Что касается совместного производства, то, если верить организаторам «Евразии», в этом направлении есть конкретные успехи. Например, Чак Рассел (гость прошлогодней «Евразии», американский режиссер второсортных блокбастеров, вроде «Царя скорпионов») почти дописал сценарий фильма с рабочим названием «Джин». Впрочем, нам более интересным кажется то, что, по словам г-на Аманшаева, сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с Дэвидом Францони, американским сценаристом, наиболее известным по сценариям фильмов «Амистад» Спилберга и «Гладиатор» Ридли Скотта. За работу над последним Францони номинировался на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Так вот, если учесть, что в казахском кино по разным, в том числе идеологическим, причинам имеется большой спрос на исторические ленты, то Францони как раз тот, кто нужен.
Пользу, по задумке, должна принести еще одна кругла дата – в этом году 30 лет «казахской новой волне». К этому событию можно было бы отнестись с известной долей иронии, если бы не запланированные встречи и мастер-классы с той плеядой режиссеров, которая подняла планку на тот уровень, на котором в советское время держались, пожалуй, только грузинские мастера.
Сам фестиваль тоже обещает быть интересным. Как отметил Дидар Амантай, главный редактор «Казахфильма» и член отборочной комиссии «Евразии», свои заявки на участие подали кинематографисты из самых разных частей света: словом, фестиваль старается вопреки концепции выйти за пределы континента, именем которого называется. Кстати, хорошо ли это – большой вопрос. Однако, с другой стороны, все более широкие горизонты фестиваля говорят о росте его значимости. «Например, среди поступивших к отбору фильмов была картина из Непала. Были фильмы из других стран Юго-Восточной Азии», – говорит Дидар Амантай. Также он подчеркнул, что фильмы были отобраны в результате многочисленных разногласий, которые в данном случае – хороший симптом, свидетельствующий о высоких критериях отбора. «Главное условие для отбора – это развитие киноискусства. Любой фестиваль должен ставить такую цель. Так что отбор был довольно принципиальный, были долгие споры. У каждого свои взгляды. Я думаю, жюри фестиваля будет интересно смотреть те фильмы, которые мы для них выбрали», – резюмировал член отборочной комиссии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.