Бегство от бензина
Идея перехода автомобилей на газ позволит Казахстану диверсифицировать топливный рынокИдея перехода автомобилей на газ позволит Казахстану диверсифицировать топливный рынок и уйти, хотя бы частично, от бензиновой зависимости.
На прошлой неделе идею перехода авто на газ поддержали в Министерстве энергетики Казахстана. Об этом сообщил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин в ходе брифинга в Астане. «Первые заправки уже установлены в некоторых местах. Должен быть интерес самого рынка. Но мы в министерстве такую программу объявили, мы ее поддерживаем. В Астане появились экотакси, которые ездят на сжиженном газе. Сейчас уже много в Астане «газелей» ездят на сжиженном газе. Эта сторона у нас активно развивается, и мы всячески поддерживаем», – сообщил Узакбай Карабалин, отвечая на вопросы журналистов.
Говоря о ценах на такой вид топлива, вице-министр отметил, что ведомством регулируются определенные объемы поставок сжиженного газа. «Мы на сегодняшний день цены (на сжиженный газ) регулируем только на определенные объемы, выпускаемые на заводе. У нас на сегодня цена на него 38 тыс. тенге. Далее по заявкам газосетевых организаций мы определяем, сколько нужно на каждую область. Конечную цену назначают на местах. Мы в этом году подписали меморандум с крупными сетями автозаправок с тем, чтобы расширить сеть по топливному газу, именно моторному – пропану, бутану – по всей стране, потому что это выгодно», – сказал он и привел пример, что расходы у владельцев авто, заправляющихся сжиженным газом, сократились на 30-35%.
Вице-министр отметил, что на сегодня уже есть договоренности с крупными компаниями об установлении на своих АЗС колонок со сжиженным газом.
По большому счету, газовая отрасль Казахстана обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития, что позволит в будущем вывести РК в число ведущих региональных производителей природного газа. Суммарный объем добычи газа за июль 2014 года составил 3 374 млн куб. метров, в том числе 1 656 млн куб. метров природного газа.
Но даже такие большие перспективы не дают отрасли расшевелиться. В Казахстане почти 4 млн машин ездят на бензине и только 12 тыс. водителей перешли на газ.
Вместе с тем Казахстану нужно перенимать опыт стран, где газ как топливо используется широко. К примеру, Узбекистана.
В начале 2007 года правительство Узбекистана приняло программу поэтапного перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо до конца 2012 года. В частности, по всей республике планировалось построить 138 АГНКС с общим резервуаром 708 млн куб. компрессионного газа и 952 автогазозаправочные станции (АГЗС) общей емкостью 476 тыс. тонн сжиженного газа.
По официальным данным, к началу 2012 года на газе работали порядка 15% от общего количества зарегистрированного автотранспорта в количестве около 3 млн единиц.
То есть и в Казахстане нужны интерес со стороны государства, госпрограмма, направленная не только на развитие сети автогазозаправочных станций, но и производство газобаллонного оборудования. Единственное, чего не стоит перенимать от Узбекистана – это монополию в данной сфере.
Ведь переход на газ позволит улучшить экологическую ситуацию в Алматы, сильно загазованном мегаполисе, а также предотвратить загазованность в Астане, где эта опасность уже вполне очевидна.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.