Сайты госорганов стоят миллионы
Государство является одним из крупнейших покупателей в странеГосударство является одним из крупнейших покупателей в стране, госзаказы дают жизнь большому числу компаний. Так, по данным сайта государственных закупок, годовой план на 2013 год составил 2,9 трлн тенге. И если по большинству позиций проследить судьбу тендера невозможно, есть одна отрасль, которая на виду. Речь идет о государственных сайтах.
Рынок здесь очень разнообразен – интернет-гид Александра Ляхова сообщает о 240 казахстанских студиях, 143 из которых работают в Алматы. Разброс цен самый разный – конкуренция большая, поэтому можно найти предложение по созданию сайта и за 30 тыс. тенге, и за 150 тыс. тенге. А, к примеру, директор одной из самых дорогих казахстанских студий «Глатис» Алексей Ли в интервью пятилетней давности говорил, что минимальная стоимость хорошего сайта – $4 тыс. Отметим, что на деле большинство компаний просят гораздо меньшую сумму за вполне качественную работу и мнение г-на Ли скорее исключение, чем общая практика.
Несмотря на это, госорганы тратят много средств на создание интернет-ресурсов. Говоря о неэффективном расходе средств, отметим, что еще в 2009 году блоггер Адиль Нурмаков в своем блоге писал, что казахстанский сервис видеохостинга Kaztube был создан за $130 тыс. и был запущен 14 февраля, но уже к 1 сентября было решено изменить его дизайн и концепцию. А значит, деньги были выброшены на ветер. «К моменту запуска Kaztube в Казахстане действовало два видеохостинга. При этом тот движок, который я вижу на Kaztube, объективно не стоит $130 тыс. Наконец, заказчик «Национальные информационные технологии» – это компания со 100% долей участия государства в уставном капитале. А значит, деньги все-таки налогоплательщиков», – добавляет г-н Нурмаков.
У упомянутого уже Александра Ляхова, ведущего летопись Казнета, есть несколько примеров того, как государственные органы создавали невнятные проекты. Например, сайт it4u.kz, который должен был стать «порталом IТ-сообщества Казахстана». Сайт в данное время не работает, но и во время его существования г-н Ляхов назвал его «всего лишь одной из «галочек» в списке проектов Агентства информатизации и связи». Точно так же не работает другой проект этого агентства – центр дистанционного обучения АИС РК it-bilim.kz. Не работает и информационно-познавательный портал здравоохранения РК info-health.kz, который был назван экспертом «еще одним полуфабрикатом». Запущен и теперь не работает информационно-познавательный портал в сфере индустрии и торговли mit-portal.kz. И сколько их еще таких?
Или вот другой пример: ранее существовал Национальный инновационный фонд (НИФ), который сейчас преобразован в Национальное агентство технологического развития. НИФ запускал много проектов, одним из которых был крупный портал Innovas.kz. Это был сложный проект, который должен был объединить инноваторов, помогать им в общении друг с другом в рамках рабочих групп, привлекать инвесторов и т.д. На проект были потрачены миллионы тенге, однако мы не уверены, что он вообще был запущен. Другой пример странного использования средств – редизайн портала Казахстанской ипотечной компании. Не смотря на то, что у ее уже был хороший сайт, в прошлом году она заказала новый за 4,5 млн тенге. Портал был реализован компанией Instinct и интересно, все ли сайты у них стоят так дорого.
Интересной статьей расходов
является техническая поддержка сайтов. Для тех, кто не знает, как функционирует
сайт, нужно сделать небольшое пояснение. После того как дизайнеры сверстали
сайт, а программисты создали «движок» (техническая начинка), есть еще две
статьи расходов – это аренда доменного имени (адрес ресурса) и покупка хостинга
(услуга физического размещения информации). В принципе это все, после запуска
нужно будет лишь регулярное информационное наполнение. Так вот на техническую
поддержку сайта комитета по языкам министерства культуры нужно 25 млн тенге в
год. Тендер выиграла компания Bimash.
Интересно также, почему эта же поддержка обошлась министерству внутренних дел в
три раза дешевле? Нужно сказать, что техническая поддержка наряду с
информационной – очень востребованная у госорганов услуга.
Другая проблема – это сайт одноранговых госструктур. Скажем, каждое управление ДВД во всех областях и крупных городах имеет свой сайт с абсолютно разной архитектурой и внешним видом. На каждый тратятся большие деньги, но почему нельзя создать один портал, на поддоменах которого были бы все эти ресурсы – с единым дизайном и удобным интерфейсом?
Фактически складывается ощущение, что создание интернет-ресурсов, их модернизация, изменение внешнего вида, «техническая поддержка» и так далее – все это формы отмывания денег и освоения средств. И характерно, что это делается в одной из самых публичных и легко проверяемых сфер. Очевидно, нужна какая-то независимая структура, которая следила бы за бюджетными тратами, а также за качеством созданных порталов. Конечно, у чиновников есть своя методика, по которой они оценивают порталы – документ доступен в крупных базах нормативных актов. Однако здесь важен внешний взгляд. Например, в России работает Фонд свободы информации, который каждый год делает замеры федеральных российских порталов и показывает, насколько они соответствуют экспертным и законодательным требованиям. В Казахстане же деньги в такой публичной области тратятся без какого-то ни было общественного надзора.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.