Куда уходят деньги из моногородов?
Следующий год интересен тем, что является промежуточным в программе развития моногородовСледующий год интересен тем, что является промежуточным в программе развития моногородов и уже можно подвести некоторые итоги. Напомним, что в 2012 году государство начало оказывать помощь 27 городам, которые привязаны к одному градообразующему предприятию. И на 2015 год были поставлены следующие задачи: увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах в два раза (в сравнении с 2011 годом), а также снизить уровень безработицы до уровня не более 5,5%. На недавнем заседании Счетного комитета было отмечено, что программа реализуется неэффективно – из четырех целевых индикаторов три не достигнуты, а из 18 пунктов плана мероприятий исполнены только шесть. Объемы промышленного производства не увеличились, не вышло и со снижением безработицы. Одной из причин является странное распределение госзаказов в этих городах.
Например, не так давно представители строительного бизнеса Зыряновска направили письмо в палату предпринимателей, в котором жаловались, что в этом году они не выиграли ни одного конкурса. Все заказы ушли иногородним компаниям, причем таким, которые уже были уличены в затягивании сроков выполнения работ и низком качестве. Скажем, усть-каменогорская компания «ESK», которая уже срывала сроки сдачи зыряновского следственного изолятора, вновь привлечена к строительству – на этот раз детского сада. Есть примеры, когда конкурс выигрывали компании, у которых не было даже оборудования. Так вышло с «Курчум Курылыс» (Усть-Каменогорск), которые, не имея штата и техники, наняли работников и арендовали технику у компаний Зыряновска. И это происходит не первый год, что ставит строительные компании моногородов на грань банкротства.
Не лучшая ситуация складывается в Риддере. Директор строительной компании «Авто-форт» Олег Беляев рассказал, что в его городе идентичная ситуация. Он отметил, что в соответствии с госпрограммой в Риддере большая проблема с созданием новых малых и средних предприятий и во многом это связано с тем, что нет объемов работ. Скажем, по 97 конкурсам этого года 47 выиграли местные предприниматели. Вроде бы это почти половина заказов и ситуация гораздо лучше, чем в Зыряновске. Однако если смотреть предметнее, то выяснится, что все они получили финансирование на 300 млн тенге, из которых 250 млн получил риддерский монополист, занимающийся дорожным строительством. А 1 млрд 300 млн получили иногородние компании. «Я мог бы понять эту ситуацию только в том случае, если бы Риддер был моногородом с низким экономическим потенциалом. Но он у нас высокий, а это значит, что у нас уже достаточно компаний, способных осваивать деньги, делать работу хорошо, чтобы было не стыдно перед горожанами. А сторонние компании ведь надолго не задерживаются – полгода, год, а затем они исчезают», – сетует Олег Беляев.
При этом город не получает причитающиеся ему налоги. Г-н Беляев показал, что происходит, на примере своей компании: «Городской бюджет получает доход от налога на землю и транспорт, а также от налога с фонда заработной платы. Еще полтора года назад у меня было 127 рабочих, а сейчас 57. То есть если раньше я платил налог с фонда в 14 млн в месяц, то теперь с 4,5 млн. Это ведь большая разница. А 30% уволенных профессионалов уехали в Россию». Отметим, что риддерским бизнесменам отказывают на том основании, что они не могут правильно подготовить конкурсную документацию, однако предприниматели уверяют, что это лукавство.
Директор ассоциации предпринимателей «КЕДР» Владимир Кокорин согласен с г-ном Беляевым. Он добавил, что одной из проблем является то, что местные правоохранительные и надзорные органы не реагируют. «Когда мы впервые столкнулись с этими проблемами, – рассказывает г-н Кокорин, – мы стали обращаться в финпол, местную и областную прокуратуру, однако всякий раз получали лишь отписки. И только когда с помощью антикоррупционного комитета при палате предпринимателей поставили проблему на высоком уровне, только тогда начались подвижки. Например, сейчас есть одно коррупционное дело и несколько еще готовятся».
Таким образом, вся проблема, как всегда, сводится к обыкновенной коррупции. Причем сиюминутная выгода, как обычно, важнее, чем положение целого города, дефицит которого за полгода составляет, по оценкам экспертов, 200 млн тенге.
«Капитал.kz» обратился в акимат города Риддера с просьбой прокомментировать результаты программы развития моногородов. И.о. заместителя акима города Юрий Шматко отметил, что программа оказывает большую государственную поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса в городе. «За 2013 – 2014 годы распределены и выданы гранты на создание новых производств в размере 20,0 млн тенге между десятью участниками. Выдано 100 млн тенге микрокредитов. На основании изменений в программе с 2014 года приступили к субсидированию ставки вознаграждений по кредитам, выданным банками второго уровня. Сумма субсидирования в 2014 году составляет 60 млн тенге», – отмечает г-н Шматко. По его словам, в целом программа развития моногородов является более приоритетной для предприятий малого и среднего бизнеса в сравнении с другими действующими государственными программами, так как она является более выгодной. В качестве примера он приводит ИП «Зятьков», ИП «Бахши», получившие кредиты под 12% годовых, из которых 10% субсидирует государство, а оставшиеся 2% – предприниматель.
В целом по сравнению с 2011 годом количество зарегистрированных предприятий малого бизнеса увеличилось на 81 предприятие, а количество активных – на 40. При этом на 600 человек выросло число наемных работников в МСБ.
Что же до проблемы распределения лотов по госзакупкам, то акимат признает существование проблемы, при которой победителями конкурса являются иногородние компании. «Победителя конкурса государственных закупок определяет электронный портал, при котором одним из основных критериев является ценовое предложение поставщика. Следовательно, предприятия МСБ в моногородах проигрывают в конкурсах более крупным компаниям других регионов. Для решения данной проблемы неоднократно направлялись письма с предложением о внесении изменений в Закон «О государственных закупках» об участии в государственных закупках на территории моногородов субъектов предпринимательской деятельности, при этом прерогативу отдавать предприятиям, зарегистрированным в данных моногородах», – сообщает Юрий Шматко. Он уверен, что эти изменения в законе не только увеличат число активных предприятий МСБ в моногородах, но также помогут использовать все инструменты господдержки, в том числе получение льготных кредитов, так как малые предприятия будут на постоянной основе обеспечены объемами работ, услуг и поставками товаров.
Как мы видим, в акимате причиной того, что риддерские компании проигрывают, считают не коррупцию, не неверно заполненные конкурсные документы, а то, что крупные компании могут демпинговать в вопросе цены. Причем у самих предпринимателей на это, как мы уже видели, совсем другое мнение. Между тем важно все-таки отметить, что обе стороны – бизнесмены и чиновники – уверены в необходимости защиты местных компаний на законодательном уровне. С этим же предложением после письма зыряновских бизнесменов обратилась палата предпринимателей, которая направила предложение в соответствующие госорганы. Конечно, у нас есть еще пять с половиной лет, чтобы увидеть, как программа реально изменит положение моногородов. Однако если у стороннего наблюдателя эти пять лет есть, то у предпринимателей их нет, так как многие из них почти разорены.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.