Казахстан на пороге второй волны приватизации
Приватизируемые объекты будут реализованы через единую электронную площадкуГлавное условие успеха второй приватизации в Казахстане - прозрачность всех без исключения процедур, начиная от оценки имущества и заканчивая условиями использования социально значимых объектов. Без этого все остальное имеет мало смысла. Как известно, основная цель приватизации - передать часть госимущества путем честной конкурентной борьбы эффективным бизнесменам.
При правильной постановке дела, решаются сразу две важные задачи - приватизация потенциально рентабельных госпредприятий приводит к повышению эффективности национальной экономики. Это в перспективе. А видимые результаты сразу таковы - госбюджет освобождается от груза субсидий убыточным предприятиям, плюс расширяет налогооблагаемую базу, да еще получает реальные деньги.
Начнем с оценки стоимости объектов приватизации - в стартовую цену предприятий в обязательном порядке будут заложены все затраты государства, учитываются и рыночные реалии. Это стартовая цена. При соблюдении прозрачности и честности торгов, госимущество было продано по реальной рыночной стоимости. До сих пор (продано свыше 1500 объектов) она более чем вдвое превышала стартовую цену. Если удастся достичь соблюдения такого порядка вещей, то, в общем-то, не так уже важно, кому достанется объект - «племяннику» или простому смертному.
Далее, если объект не является социально значимым, и для нас важна лишь его цена, то его продают через аукцион, по принципу – «кто больше предложит».
Однако многих людей интересует, какая участь ожидает приватизированные объекты, имеющие социальную значимость?
Мы помним печальную судьбу детских садов, которые в ходе первой приватизации трансформировались в элитное жилье нуворишей. Или же объекты культуры в сельской местности, которые быстро превратились в свою полную противоположность...
Как пояснил на днях глава Госкомимущества Минфина РК Эдуард Утепов, для приватизируемых объектов, которые оказывают значимые социальные услуги, определятся условия сроком до 5 лет. И электронная форма торгов, которая вводится ныне, как раз и позволяет четко соблюдать эти условия.
Резонный вопрос - а кто будет контролировать выполнение условий новыми хозяевами? Оказывается, по новым правилам, соблюдения условий контролируются его бывшим владельцем. Если это республиканская собственность, то ответственность ложится на Госкомимущество, за муниципальную собственность будут отвечать акиматы. Наконец, национальные холдинги будут контролировать пользование своим бывшим имуществом. Причем, по словам г-га Э. Утепова, в случае невыполнения обязательств по договору, возможен даже летальный исход - аннулирование контракта. Затем, скорей всего, будут искать более ответственного хозяина.
Например, как пишет издание «Рабат», в ЮКО выставлены на продажу коммунальные компании «ЛТД Турмыс» и «Жасыл кала». Руководитель управления финансов ЮКО Роза Исаева обещает, что предприниматели, покупающие эти предприятия, подпишут обязательство не менять профиль их деятельности. А управления финансов будет за этим зорко следить.
Напомним, что на расширенном заседании правительства в Акорде Лидер Нации особо выделил вопрос честности и открытости в процессе второй приватизации. Главным преимуществом электронной формы торгов является как раз их прозрачность. Отметим, что при таком варианте исключатся влияние личных связей продавца и потенциального покупателя, что автоматически исключает возможность коррупции. Наконец, какой бы формы собственности ни были объекты (республиканской, коммунальной, квазигосударственной), они будут реализованы через единую площадку - веб-портал www.gosreestr.kz
Словом, исходя из собственного и мирового опыта, важно до старта кампании максимально предусмотреть возможные лазейки для махинации и законодательно их «законопатить». Как метко сказал на эту тему Джон Голсуорси: «Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе».