Дорогая дорога
Сеть платных автодорог в Беларуси с 1 августа составит почти 1 200 кмНациональный оператор электронной системы сбора платы за проезд по автодорогам Беларуси – BelToll – оповестил пользователей, что с 1 августа еще 256 км белорусских автодорог переходят в категорию платных. Сборы за проезд начнут взимать на отдельных участках дорог М-5/Е 271 (Минск – Гомель), М-6/Е 28 (Минск – Гродно), М-7/Е 28 (Минск - Ошмяны – граница с Республикой Литва (Каменный Лог) и Р-1 (Минск – Дзержинск). В итоге общая протяженность сети платных автодорог в стране достигнет 1 189 км.
Электронная система платы за проезд работает в Беларуси уже год, с августа 2013-го. Австрийская технология основана на использовании специализированной радиосвязи на коротких расстояниях, позволяющей взимать сборы с пользователей дороги без остановки транспортных средств. Проще говоря, когда автомобиль проезжает под специальной рамкой на трассе, срабатывает бортовое устройство, и со счета пользователя списываются деньги. Нет связи с бортом – камеры фиксируют номер машины, и информация о нарушителе передается в транспортную инспекцию.
Система Беларуси понадобилась для того, чтобы зарабатывать валюту. Через страну проходит транспортный коридор Восток-Запад, прежде всего оживленная магистраль М-1/Е30, соединяющая Брест, у польской границы, с границей России. Грузопоток – один из важных источников дохода белорусского бюджета.
Платные дороги платными являются не для всех. От дорожных сборов освобождены автомобили массой не более 3,5 тонн, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза, и ряд белорусских транспортных средств. То есть легковушке с казахстанскими номерами бояться нечего. А вот гости из третьих стран, хотя бы даже украинцы, и водители фур, перед тем как заехать на платный участок белорусской дороги, обязаны внести предоплату и арендовать специальные бортовые устройства, с которых при проезде под рамкой будет списываться плата по установленным валютным тарифам – от 0,04 до 0,12 евро за километр.
Следите за бортом
Внедрение BelToll было сопряжено с огромным скандалом. Через полтора-два месяца после ее запуска на белорусских грузоперевозчиков посыпались извещения об огромных штрафах, которые достигали нескольких тысяч евро. Только в августе было зафиксировано 80 тыс. нарушений. К середине ноября компания-оператор системы – ИООО «Капш Телематик Сервисиз» – насчитала порядка 56 тыс. актов о зарегистрированных нарушениях (самих нарушений куда больше), около 4 млн евро уже уплаченных штрафов, а также более 3600 жалоб на неправомерное наказание.
Причин оказалось несколько: с одной стороны, сбои давала сама система, с другой – водители не сразу научились правильно пользоваться бортовыми устройствами, так что оказывались «зайцами» поневоле.
Проблемы возникают, когда устройства нет либо оно неправильно установлено («и на панель, и в бардачок кладут, и чуть ли не под сиденье, хотя надо на ветровое стекло»). Или же в автомобиле металлизированные или атермальные ветровые стекла – они могут препятствовать связи. Но это, утверждает оператор, легко обнаружить: проезжая под рамкой, водитель не услышит характерного звукового сигнала. В таком случае ему надо связаться с оператором и обратиться в ближайший пункт сервисного обслуживания.
Бывают также случаи, когда компания-перевозчик оформляет несколько бортовых устройств, но потом путает их между своими автомобилями – возникает несоответствие между прибором и номерным знаком авто.
Другая распространенная ошибка – несоответствие выставленного на приборе количества осей фактическому. Оказывается, при пополнении счета это значение в приборе сбивается до минимального – «двух», и если не установить его заново с учетом всех прицепов, система автоматически зафиксирует нарушение. Отличная ловушка для невнимательных.
Деньги или автомобиль
Ловушки оказались тем коварней, что первые полтора месяца работы системы белорусские перевозчики ничего не подозревали о своих нарушениях, приумножая штрафы. Контролирующие органы просто не справлялись с обработкой информации и копили «письма счастья», чтобы потом обрушить на владельцев авто.
Выяснилось, что система контроля изначально не рассчитана на предупреждение водителя о нарушениях. Зато она разграничивает резидентов и нерезидентов. В отношении резидентов ведется только дистанционная работа: по фактам выявленных нарушений инспекция получает информацию от оператора и принимает меры. Именно дистанционным способом. Механизм работы программного оборудования якобы не позволяет предупредить резидента о нарушении: на дороге нарушители-резиденты экипажам не видны.
Другое дело – иностранные автомобили. Среди них нарушители выявляются и задерживаются быстро и целенаправленно. «Потому что, сами понимаете, нерезидент республики сегодня есть, а завтра его нет, – так поясняет особенность системы заместитель начальника транспортной инспекции Алексей Куцаев. – А долг перед государством остается. Поэтому оперативная работа на дороге направлена на нерезидентов».
Иностранцев просто задерживают на выезде из страны. Если платить штраф нарушитель отказывается, то машину оставляют как залог. Только за три месяца, с января по март, таких задержаний насчитали около 200. До конфискации дело пока не доходило, но этот сценарий инспекторы считают вполне вероятным.
Кстати, на время чемпионата мира по хоккею в мае указом президента РБ плату для иностранных легковушек отменили. В общем-то, это был единственный способ избежать международного скандала. Легко было представить себе, как после спортивного праздника белорусские инспекторы на границе массово арестовывают автомобили гостей.
Амнистии три года ждут
Хотя со временем нарушений стало меньше, их по-прежнему фиксируется много – около 8 тыс. в месяц. За весь же период работы системы BelTollих накопилось порядка 250 тыс. По всем выписаны штрафы, или официально – плата в увеличенном размере.
Однако деньги, около 10 млн евро, поступили менее чем по трети эпизодов. Часть, 400 тыс. евро, государство добровольно вернуло автовладельцам, признав сбои в системе. Остается примерно 30 млн евро, от которых правительство отказываться не собирается.
Тем не менее две трети нарушителей платить не спешат. Это в основном резиденты, которые надеются на «амнистию». Осенью прошлого года шквал возмущений от грузоперевозчиков заставил Минтранс обратиться в правительство с предложением уменьшить размеры или даже отменить штрафы по некоторым нарушениям, допущенным в первые месяцы работы BelToll. Однако затем повисла пауза.
Чиновники объясняют, что им надо подумать, как разделить случаи, «где есть прямая вина пользователя, нарушившего правило и не желавшего платить, а где были недостатки системы, которые стали причиной взыскания необоснованной платы». На самом деле, все проще: в условиях финансового кризиса властям не резон прощать автовладельцам солидную сумму, тем более в валюте.
Единственное, что они обещают наверняка, так это освободить от платы социально значимые виды перевозок. Эксплуатация BelToll выявила курьезные упущения в законодательстве: платить за проезд по М1 и другим платным участкам дорог оказались должны даже снегоуборочные машины, которые эту самую дорогу и чистят.
Шлагбаумов станет больше
Планы белорусских властей по извлечению прибыли из автодорог системой BelToll не ограничиваются. С 1 января 2014 года в Беларуси вступил в силу Закон о концессиях.
В соответствии с ним государство должно определить перечень объектов, которые оно готово передать в концессию. У Минтранса есть уже шорт-лист кандидатов: это трассы М3 (Минск – Витебск), М7 (Минск – Каменный Лог) и М10 (Гомель – Брест).
«Концессия – интересная тема, которая подразумевает передачу дорог предприятию или организации, которые вкладывают свои или привлеченные деньги в модернизацию дорог и в течение 20 лет их содержат. И, собирая плату, возвращают свои затраты, – с удовольствием продвигают ноу-хау представители Минтранса. – Это наиболее прогрессивный способ. Это не кредит, который надо возвращать, а более цивилизованная форма государственно-частного партнерства».
Потенциальные инвесторы якобы уже имеются, это некие испанская, польская и французская компании. Но до проведения тендерных торгов чиновники предпочитают их названия не разглашать.
Перспектива получить шлагбаумы на популярных направлениях, а концессионеры вряд ли по аналогии с BelToll освободят от платы легковушки из стран ТС, вызвала закономерный вопрос: не получится ли, что автомобилистов обложат со всех сторон? Есть ли предел для расширения сети платных дорог в Беларуси?
Есть, утверждают в Минтрансе. По словам белорусских чиновников, «говорить о том, что все дороги станут платными, – неверно», при введении платы оценивается возможность бесплатного альтернативного проезда. Максимальный предел протяженности платных участков – это 2-2,2 тыс. км из 16 тыс. км имеющихся республиканских дорог.
Пока выбрано чуть больше половины этого потенциала. Но те же украинские путешественники уже сегодня стараются по возможности объезжать Беларусь через Польшу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.