«Стучать» или сообщать о фактах коррупции?
Коррупция, как известно, является одной из главных проблем нашего обществаКоррупция, как известно, является одной из главных проблем нашего общества. В прошлом году, с целью борьбы с этим явлением, в Казахстане была внедрена практика поощрения лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях и преступлениях. «Материальное вознаграждение лиц, проявляющих активную гражданскую позицию, стало еще одним действенным инструментом в противодействии системной коррупции, в которую вовлечено, либо о которой информировано большое количество лиц», – сказал Олжас Бектенов, начальник информационно-аналитического департамента Агентства финансовой полиции, на антикоррупционной конференции в Алматы.
Действительно ли это действенный инструмент, можно судить по цифрам, которые корреспонденту «Капитал.kz» сообщил Жаксылык Жакыбаев, руководитель пресс-службы департамента финансовой полиции Алматы. «За 2013 год по Алматы мы поощрили 16 граждан на общую сумму 1,8 млн тенге. За первую половину 2014 года поощрение получили уже 10 граждан на сумму 1,1 млн тенге. То есть, как видите, идет динамика роста», – отметил г-н Жакыбаев. Вероятно, что в огромном городе фактов коррупции куда больше, чем десять. С другой стороны, как сказал Жаксылык Жакыбаев, весь процесс, пока дело дойдет до поощрения, довольно долгий и основательный. К тому же еще далеко не все знают о такой мере.
«Пока не все граждане знают о существовании такой меры, как поощрение. А те, кому она известна, должны сделать следующее. Во-первых, обратиться с заявлением в департамент, после чего сотрудники проводят оперативные мероприятия. Если по факту взятки кого-либо задерживают, то сразу же возбуждается уголовное дело следственным управлением, после чего ведется следствие. Затем дело идет в суд, потом – в прокуратуру. Если суд назовет человека виновным, то уже после этого у нас в департаменте, специально образованная комиссия по поощрению граждан решает вопрос о вознаграждении. Как он решается? Это зависит от тяжести преступления. Если особо тяжкое преступление, то, конечно, это будет максимальная сумма, равная 100 МРП. В основном, по Алматы, на текущий момент берут от 40 до 70 МРП, то есть средней тяжести. Мы просим от заявителей номер карточного счета и удостоверение личности. Мы не рассматриваем анонимные заявления», – сказал г-н Жакыбаев. Так что сразу же получить вознаграждение не получится. К тому же бытует мнение, что для полной мотивации гражданам необходимы большие суммы, чем те, которые предлагаются сейчас. Такого же мнения придерживается Олжас Бектенов. «Установленные ограничения на сумму вознаграждения не позволяют в достаточной степени мотивировать граждан, готовых раскрыть информацию о значимых коррупционных преступлениях. В этой связи полагаем уместным усовершенствовать систему государственного поощрения лиц, сообщающих о фактах коррупции. К примеру, в Южной Корее не один десяток лет действует система процентного соотношения суммы вознаграждения от размера взятки или установленного ущерба, а максимальным поощрением обозначена сумма в $2 млн. Внедрение аналогичного механизма в Казахстане однозначно будет эффективно и обусловит снижение фактов системной коррупции ввиду наличия у потенциального участника коррупционной схемы выбора между получением преступных денег и сопоставимых сумм за раскрытие информации в рамках закона», – говорит сотрудник финпола.
Между тем, по мнению политолога Талгата Мамырайымова, дело не в совершенствовании меры, а в том, что ее вообще не должно быть. «У развитых, особенно западных, стран такая практика очень хорошо поставлена, она работает. Там это считается даже в некотором смысле долгом, причем касается всех сфер жизни, не только коррупции. В общем, у них информирование о правонарушении действительно часть гражданского общества. У нас же такие инициативы по внедрению похожего морального климата навязываются сверху, причем за это платят… Но, с другой стороны, просто так это трудно сделать: человек, увы, таков, что его необходимо как-то заинтересовать», – говорит политолог. Но большие сомнения у него вызывает то, что ситуацию пытаются исправить, поощряя граждан деньгами. Это, по мнению г-на Мамырайымова, является стукачеством и ухудшает моральный климат среди граждан.
Однако, считает Толеген Байгулов, председатель антикоррупционного медиацентра, называть инициативу «стукачеством» совсем неуместно. «Борьба с коррупцией вопрос не государственный, а всего общества. Мы с вами можем говорить на кухне о том, что сегодня дали взятку чиновнику. А почему мы не можем об этом заявить официально? Потому что люди из-за незнания правовых норм боятся определенной ответственности. И здесь возникает вопрос: защищен ли гражданин в данном случае или нет. Вопрос пока остается открытым», – отметил эксперт.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.