Как проблемы «Гульнар тур» повлияют на стоимость путевок?
Казахстанские туристы в Турции пострадали из-за отсутствия государственного контроля в туристской сфереКазахстанские туристы в Турции пострадали из-за отсутствия государственного контроля в туристской сфере, считает Светлана Романовская, глава Национальной лиги потребителей и депутат парламента. «Эта отрасль у нас вообще никак не регулируется. К ней относятся как к чему-то несерьезному, хотя ситуация с клиентами «Гульнар тур» наглядно показывает, к чему приводит такое отношение», – отметила она в интервью корреспонденту «Капитал.kz». По данным госорганов, сорвано 12 тыс. договоров, 3 тысячи клиентов «Гульнар тур» не могут воспользоваться оплаченным туром. По мнению Светланы Романовской, во избежание повтора таких ситуаций, надо возвращаться к старым законам – в первую очередь, обязывать турфирмы вести сертифицированный вид деятельности.
Напомним, что из-за финансовых проблем туроператора около 300 клиентов «Гульнар тур» не смогли в срок вылететь из Турции на родину. Позднее ситуация повторилась, правда, на этот раз 3000 туристов не дождались вылета в обратном направлении. Как сообщал комитет гражданской авиации, разрешение на эксплуатацию самолета авиакомпании JetAirlines, перевозившей клиентов «Гульнар тур», действовало до 30 июня. Несмотря на это, туроператор продолжал продавать билеты на июльские рейсы. В итоге компания находится на грани банкротства: чтобы остаться на плаву, «Гульнар тур» необходимо $2-3 млн.
А клиентам туроператора, уже находившимся в Турции, в результате пришлось дожидаться самолетов отечественных компаний, отправленных за ними в экстренном порядке. Тем же, кто ждал поездки в Турцию, приходится обращаться к другим туроператорам. По словам Салтанат Омаровой, члена Ассоциации туроператоров Казахстана, сейчас наблюдается всплеск запросов на покупку путевок. «В любой сезон у каждого туроператора бывают как путевки, которые уходят в первую очередь, так и туры, которые остаются непроданными или уходят в последний момент. Если говорить в цифрах, то туроператор «Казтур», где я работаю, за период со 2 по 9 июля реализовал 900 туров по организации отдыха казахстанцев. Мы думаем, что из 900 туров примерно 450 выкупили люди, в той или иной степени пострадавшие от возникшей ситуации. Мы видим большой поток клиентов, люди начали приходить в офисы продаж, звонить и интересоваться именно ближайшими датами. К сожалению, организовать отдых на ближайшее время мы можем не всем пострадавшим туристам, потому что у нас есть еще свои постоянные клиенты, перед которыми у нас обязательства. Мы были вынуждены отказать примерно 100 клиентам, так как сроки, в период которых они хотели отдыхать, уже были заняты другими клиентами», – отмечает она. Их компания готова предоставить скидки, если будет доказано, что обратившийся к ним клиент действительно пострадал в результате ситуации с «Гульнар тур». Впрочем, большинство граждан нацелены не столько на замену путевки и получение скидок, сколько на возврат своих денег.
Так что пострадавшим гражданам вместо ожидаемого отдыха приходится обращаться в суды и прокуратуру. Однако, по словам Гульнар Байгазиной, члена президиума Союза адвокатов РК, это вполне имеет смысл – несмотря на исчезновение главы «Гульнар тур». «Иск в данном случае подается на юридическое лицо. Так что не важно, берет трубку, названный человек, исчез он, или нет. В случае если гражданин выиграет дело, то суд наложит арест на активы компании. Все, что требуется от истца, так это собрать документы, которые докажут в суде, что он действительно воспользовался услугами неудачливого туроператора», – говорит юрист.
Однако здесь есть значительные сложности. Дело в том, что в стране сейчас действует мораторий на проверки МСБ, который, по словам госслужащих, осложняет действия прокуратуры. «По указу президента действует мораторий на проверку предприятий малого и среднего бизнеса. В данное время наш комитет ведет консультации с генпрокуратурой по поводу возможности проверки «Гульнар тур». Пока же рекомендуем всем гражданам Казахстана, которые так или иначе пострадали от действий туроператора, обращаться в региональные департаменты внутренних дел, сейчас именно там занимаются расследованием всех случаев. Что касается туроператора, то компания должна либо изыскать средства (последняя информация была такая, что «Гульнар тур» намерен взять кредит) и выплатить всем купившим путевки неустойку, либо признать наличие финансовых проблем, и тогда в действие вступает механизм страховых выплат. Как только эти данные будут получены, они будут нами обнародованы», – цитирует КазТАГ Марата Игалиева, председателя комитета туризма министерства индустрии и новых технологий.
Но не у всех есть время и терпение, чтобы ждать «обнародования данных». В связи с этим на сайте Лиги потребителей можно найти пошаговую инструкцию и перечень полных документов, которые нужно собрать для подачи искового заявления. Так, для начала необходимо оформить досудебную претензию. Следует указать суть жалобы (с приложением договора, квитанций, ваучера и т.д.). Затем необходимо, чтобы сотрудник турфирмы, к которой имеются жалобы, расписался на досудебной претензии – только после этого можно подавать иск.
Как ранее сообщал «Капитал.kz», комитетом индустрии туризма совместно с акиматами во всех регионах Казахстана открыты «горячие линии» для урегулирования ситуации вокруг туристской компании «Гульнар тур». Впрочем, звонить по «горячим линиям» вряд ли входило в планы желавших отдыха казахстанцев.
Что касается судьбы туристского бизнеса, то здесь мнения расходятся. Светлана Романовская считает, что потеря одного из крупнейших игроков на рынке нанесет урон всей индустрии. Причина, с ее точки зрения, в том, что огромное количество турагентов работало именно с «Гульнар тур». Но в PR-службе туроператора «Казтур» полагают, что ничего серьезного рынку не угрожает. Во всяком случае, по словам представителей компании, путевки в Турцию не подорожали.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.