Можно ли получить кредит от автомобильных концернов?
В России банки в последние месяцы подняли на два-три пункта процентные ставки по автокредитамВ России банки в последние месяцы подняли на два-три пункта процентные ставки по автокредитам, а также увеличили на 10 процентов сумму первоначального платежа. Это связано с тем, что в стране растет количество должников, которые покупают машины, но возвращать долг не спешат. В Казахстане ситуация с возвратностью долгов лучше как по потребительским кредитам, так и по займам для покупки авто. По данным «Первого кредитного бюро», на 1 июля в базе зарегистрировано около 88 тыс. кредитных договоров на приобретение авто, из них около 8 тыс. договоров (9,1%) имеют просрочку более 90 дней. Отметим, что этот показатель ниже, чем по потребительским кредитам, где просрочка составляет 13%. Главный риск-менеджер «Первого кредитного бюро» Канат Халилов добавляет к указанным данным: «При этом общая сумма задолженности по автокредитам составляет около 167 млрд тенге, из них 20 млрд тенге – задолженность по кредитам с просрочкой более 90 дней, то есть коэффициент NPL (неработающие займы) равен 12%».
Многие казахстанцы покупают машины сразу за наличность – в 2013 году было продано 165,7 тыс. машин, а в кредит было оформлено около 55%. При этом число проданных авто выше в сравнении с 2012 на 67 тыс. единиц. Это свидетельствует о высоком спросе и большой емкости рынка.
Если говорить о кредитной политике казахстанских банков, то интересно сопоставить данные кредитного калькулятора портала Prodengi.kz. Если сравнить последние данные с информацией, датированной 11 ноября 2013 года, то получается, что в большинстве случаев ставки не изменились. Но даже если изменения и есть, то они не складываются в тренд, поскольку они разнородны. Так, если Сбербанк увеличил годовую эффективную ставку вознаграждения при покупке нового авто с 14,7 до 17%, то «Банк ЦентрКредит» снизил процентную ставку с 16,6 до 15% (это касается кредита на новые машины при условии, что сумма кредита будет меньше 60% от стоимости залога).
«Банк ЦентрКредит» в конце июня сообщал нашему изданию, что руководство рассматривает возможность снижения размера первоначального взноса при платежеспособности клиента. И уже в соответствии с размером первоначального взноса будет дифференцирована конечная ставка для заемщика – чем выше взнос, тем ниже ставка. При этом на банковском рынке достаточно большой разброс по предложениям. Так, самый низкий процент по тенговому кредиту у ВТБ – 16,4%, а самый высокий у kaspibank, который дает деньги под 28,1%.
Очевидно, что рынок развивается, и один из наиболее интересных показателей –появление финансовой организации Toyota Financial Services, которая работает уже семь месяцев. Это микрокредитная организация, аффилированная с автоконцерном, которая сама предоставляет кредиты на покупку машин этого бренда. Линейка продуктов содержит четыре наименования, размеры эффективной ставки которых варьируются от 12,5 до 15%.
Нужно сказать, что это давняя мировая практика, которая только сейчас появилась в Казахстане. Так, многие автомобильные корпорации создают дочерние или зависимые финансовые компании с целью ускорения реализации своей продукции. Скажем, ведущая автомобильная корпорация США General Motors имеет дочернюю финансовую компанию General Motors Acceptance Corporation. Многие американские, европейские и японские автомобильные компании имеют аналогичные подразделения.
Отметим, что самостоятельное кредитование клиентов – это целый финансовый институт, который требует тщательного подхода и четкой структуры работы с банковскими учреждениями, клиентами, страховыми компаниями. Целиком самостоятельно разработать и внедрить такую систему практически невозможно, потому что необходимы колоссальные денежные затраты. Например, в России действует «Тойота Банк», управляющий двумя брендами: Toyota Financial Services и Lexus Financial Services, которые входят в структуру Toyota Financial Services Corporation.
Целью такого самостоятельного кредитования является поддержание продаж автомобилей определенного бренда и предложение финансовых продуктов, отличных от продуктов, предлагаемых другими банками, и быть относительно независимыми от условий банков, которые предоставляются клиентам. Таким образом, свой финансовый институт может предложить свои условия кредитования именно для приобретения автомобиля данной марки.
При этом, несмотря на то, что у большинства автомобильных концернов есть финансовые организации, в Казахстане с таким предложением вышла только Toyota. Нуржан Тунгышбаев, специалист по финансовым и страховым продуктам Toyota Financial Services, рассказал, что компания решила начать самостоятельное кредитование, поскольку у нее высокие продажи, а машина относится к самым ликвидным машинам – вторичная себестоимость автомобилей не падает. «Динамика показывает, что продажи в сравнении с тем временем, когда мы сотрудничали с банками, увеличились. Одно из важных отличий заключается в том, что мы можем более гибко подходить к каждому клиенту. Скажем, если мы видим, что у клиента есть просрочки, мы можем изменить для него стратегию выплат, увеличить срок оплаты и так далее», – добавил собеседник.
Кроме этого, благодаря новой организации Toyota внедрила систему trade-in, которая предполагает, что покупатель после трех-четырех лет использования машины может вернуть ее автосалону, и, заплатив дополнительные деньги, получить новую машину. С одной стороны, это выгодно для водителя, поскольку компания забирает на себя все хлопоты по перепродаже машины. Однако есть и минусы – компания сама оценивает стоимость авто, и цена может оказаться ниже, чем на вторичном рынке. Однако здесь вопрос выбора – клиенту решать, как поступать с машиной. Есть в системе trade-in и другая уловка – фактически компания «подсаживает» клиента к своему продукту. Кроме этого, считается, что программа trade-in представляет собой инструмент для цивилизованной продажи автомобилей, сокращая возможности для обмана со стороны недобросовестных продавцов, покупателей. В группе компаний AllurGroup не согласились, что Toyota первая предложила такой продукт.
Автоцентры всегда работали по данной схеме, особенно в Алматы, просто желающих клиентов было не столь много, и программа trade-in не была эффективной услугой ни для потенциальных покупателей/продавцов, ни для официальных автодилеров. Президент группы компаний AllurGroup Андрей Лаврентьев рассказал «Капитал.kz», что любой желающий может прийти в автоцентр, где оказывают услугу trade-in и предоставить свой автомобиль в качестве основного взноса за новый, выбранный клиентом автомобиль из данного автоцентра. Автомобиль будет оценен специалистами, включая его техническое состояние и спрос на рынке. Клиенту будет озвучена стоимость за данный автомобиль, и человек вправе соглашаться или нет с предложенной стоимостью. «Хотелось бы уточнить, что для официальных дилеров trade-in не является новым источником доходов, который приносит сверхприбыли, как это преподносят СМИ и псевдоэксперты. Это дополнительный инструмент продаж. Но появляется возможность у покупателей/продавцов обезопасить себя от обмана и снять с себя трудности, связанные с продажей/покупкой автомобиля, и стать обладателем нового автомобиля», – добавляет г-н Лаврентьев.
Возникает вопрос, а что если Toyota будет не последней компанией, решившей осуществлять автокредитование самостоятельно? Не лишатся ли банки одного из своих инструментов? Эксперты указывают, что этого, видимо, не произойдет. Так, финансовый консультант Subaru Айгерим Елибаева предположила, что для Toyota это стало возможно только благодаря высоким объемам продаж. А поскольку машины этой компании действительно пользуются у казахстанцев большим спросом, то появление нового финансового института скорее исключение, чем тенденция для развития.
Андрей Лаврентьев отметил, что его группа компаний, будучи производителем автомобилей в Казахстане, самостоятельно покупателей не кредитует. Он также рассказал, что на территории России компания Peugeot осуществляет поддержку Peugeot Finance с особыми условиями, но пока на территории Казахстана внедрение аналогичной программы не рассматривается. Что касается бренда Suzuki, то существует программа SuzukiFinance, которая позволяет человеку приобрести автомобиль в рассрочку. Но эта программа не является обязательной для потенциальных покупателей, собирающихся приобретать автомобиль. Потенциальный покупатель может выбрать: либо приобретать автомобиль посредством кредита, который предоставляется банками второго уровня, либо воспользоваться услугой SuzukiFinance.
Понятно, что рынок автокредитования будет развиваться. Это особенно очевидно, если учесть ежегодный рост продаваемых новых машин. По классическим законам рынка конкуренция будет рождать наиболее выгодные для покупателя условия. И если Toyota Financial Services будет показывать хорошие результаты, это будет сигналом и для банков, и для автоконцернов. Возможно, со временем кредиты будут еще доступнее, правда, при этом нужно будет соблюдать баланс, чтобы не допустить перекредитования населения.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.