Получит ли Европа туркменский газ?
Европа в срочном порядке ищет дополнительные источники энергоресурсовЕвропа в срочном порядке ищет дополнительные источники энергоресурсов с целью снизить стратегическое влияние поставок газа из России. В результате в качестве возможного источника диверсификации энергопоставок начали рассматриваться проекты, на которые ранее не обращали внимания.
Одним из кандидатов на поставку газа в Европу с недавних пор стал рассматриваться Туркменистан. Сам же Ашхабад, как рассказал Сергей Жильцов, директор Центра региональных исследований, давно уделяет большое значение европейскому направлению, преследуя помимо экономических выгод и политические интересы. При этом, как отметил эксперт, потенциальная возможность выхода туркменских углеводородов на европейский рынок могла бы вывести Ашхабад в число приоритетных партнеров ЕС, обеспечивая тем самым политическую поддержку туркменским властям. «Именно с этой целью в середине 90-х наметилось сотрудничество в газовой сфере между Азербайджаном, заинтересованным построить экспортный Транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря, и Туркменистаном, который, находясь в транспортно-коммуникационной изоляции, вынужден искать рынки сбыта для своего газа, добываемого в значительных объемах», – отметил г-н Жильцов.
Действительно, основные запасы природного газа в Центральной Азии сосредоточены в Туркменистане. Согласно различным оценкам, запасы туркменского газа составляют 8 трлн куб. м. Наиболее перспективными для освоения являются месторождения на шельфе Каспийского моря и на правобережье Амударьи. Более того, как отмечают аналитики, несмотря на проведение поисково-разведочных работ, территория Туркменистана еще недостаточно изучена, что дает основания ожидать новых данных относительно общих запасов газа в стране. В последние годы рост добычи газа в Туркмении основывался на разработке ранее открытых месторождений. Однако в планах у правительства Туркменистана по добыче и экспорту газа предусмотрена разработка новых месторождений.
Перспективы роста добычи газа позволили правительству страны активно обсуждать строительство возможных газопроводов. Наиболее обсуждаемыми стали Транскаспийский газопровод и газопровод, маршрут которого проходит через Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию (ТАПИ). Интерес к этим проектам периодически возрастает. Вот и сегодня в связи с эскалацией конфликта между Россией и Европой вновь стали обсуждать перспективы строительства Транскаспийского газопровода.
Этот газопровод, как уже отмечалось ранее, необходим для поставок газа из Туркмении в ЕС. Однако для его строительства нужно согласие всех государств каспийского бассейна, которого пока нет. Россия и Иран категорически против данного газопровода, формально – по экологическим соображениям. На самом деле России не нужны конкуренты на европейском рынке, а Ирану самому нужен туркменский газ.
Стоит отметить, что проблема кроется не только в крупных игроках рынка, даже союзники Туркмении по транскаспийскому проекту не заинтересованы в поставках туркменского газа в Европу.
Власти Азербайджана не раз заявляли о готовности предоставить мощность собственной газотранспортной сети для туркменского топлива. Для этих целей могут использоваться мощности Трансанатолийского газопровода (TANAP). Но в то же время максимальная мощность TANAP, которая на первом этапе будет составлять 18 млрд куб. м в год, к 2023 году – 23 млрд куб. м и 31 млрд куб. м в 2026 году, свидетельствует о том, что данный проект не нуждается в дополнительном газе. Маловероятно, что Азербайджан предпочтет продавать туркменский газ в ущерб собственному экспорту.
Более того, как отметил Сергей Жильцов, у Туркменистана отсутствуют свободные объемы газа. Действительно, у Туркмении нет необходимости в поставках собственного газа в Европу. Дело в том, что практически полностью газ из этой страны поглощается Китаем. К тому же, по уверениям некоторых из экспертов, официальные объемы потребления газа в КНР занижаются, но перспективы очень интересные. Среднедушевое энергопотребление в Поднебесной в ближайшие годы будет приближаться к уровню Южной Кореи, то есть общий объем потребления составит 2 трлн куб. м в год. Это очень большая цифра, так как общий объем потребления газа на планете составляет 3,3 трлн куб. м.
Экспорт туркменского газа в Китай, как ожидается, увеличится до 40 млрд куб. м в 2016 году, но уже к 2020 году этот показатель может достигнуть своего пикового значения в 65 млрд куб. м. Однако если учитывать официальные данные, то с декабря 2009 года по апрель 2014-го объем поставленного в КНР туркменского газа составил 78,3 млрд куб. м, что в годовом выражении не превышает 20 млрд куб. м.
Газ из Туркменистана экспортируется в Китай по Центральноазиатскому газопроводу, ожидаемая пропускная способность которого к 2015 году должна достигнуть 55 млрд куб. м. Но к 2020 году, когда будут достроены все четыре линии газопровода, мощность достигнет 80 млрд куб. м в год. Таким образом, важность поставок туркменского газа в КНР будет только возрастать, именно с этим и связаны активные инвестиции CNPC в разработку добычи в Туркменистане. Если же учитывать, что потребность Китая в газе к 2020 году достигнет 420 млрд куб. м год, доля туркменского топлива составит лишь 15%, а российского газа – 9%. Делая вывод из приведенных выше показателей, не исключено, что весь свободный газ, а это не только газ из России, а также из Ирана, Туркмении, будет направляться именно в Китай.
Первая нитка Центральноазиатского газопровода Китая протяженностью 2 тыс. км начала работать в конце 2009 года, доставляя в КНР газ с газовых месторождений Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. В прошлом году через CAGP было поставлено 27 млрд куб. м газа в Китай. Общая протяженность такого газопровода составляет более 7 тыс. км, а растущие объемы сделают его не только самым длинным, но и одним из крупнейших. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) построила в Туркмении завод по подготовке товарного газа мощностью 9 млрд куб. м в год. Предприятие введено в строй на участке Багтыярлык, где CNPC добывает природный газ и направляет его в Трансазиатский газопровод Туркмения – Узбекистан – Казахстан –Китай. На участке Багтыярлык расположено одно из крупнейших в мире месторождений сернистого газа – «Самантепе». Запасы газа месторождения составляют около 1,3 трлн куб. м. CNPC получила лицензию на разведку и добычу газа в 2007 году на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Компания является единственной иностранной компанией, добывающей газ на суше Туркмении.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.