Если учителя перестанут конфликтовать с учениками
Министерство образования и науки Казахстана издало приказЗапрет на конфликты может привести к ситуации, когда руководству школ не останется иного выбора, кроме как специально скрывать конфликты. Решить проблему, загоняя ее внутрь, нельзя.
Как стало известно на прошлой неделе, Министерство образования и науки Казахстана издало приказ о недопущении конфликтных ситуаций между учителями и учениками. Об этом заявила руководитель управления Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Казахстана Ляззат Даулбаева.
«Министерством образования и науки издан приказ о повышении ответственности руководителей педагогических работников организаций образования на создание благоприятных условий обучения и воспитания, недопущения конфликтных ситуаций между педагогами и учащимися и среди учащихся», – сказала г-жа Даулбаева на мероприятии, посвященном вопросам жертв жестокого обращения, в том числе несовершеннолетним, оказавшимся в трудной ситуации.
По ее словам, в этом приказе предусмотрен комплекс мер, направленных на эффективное обеспечение организации учебно-воспитательного процесса, в том числе по формированию познавательной мотивации. Утверждены критерии оценки риска в области охраны детей. «То есть при подведении итогов проверок организаций образования их относят к высокой, средней и незначительной степени риска в зависимости от вероятности возникновения условий, препятствующих детям реализовывать свои права, в том числе право на получение образования, социальную помощь, воспитание», – пояснила она.
Эксперименты над школой до добра не доведут
По большому счету, именно школа и стала в Казахстане одной большой экспериментальной площадкой. Так, еще в начале октября 2010 года в РК запустили пилотный проект школьного посредничества (медиации), который направлен на внедрение и развитие мирного способа разрешения конфликтов между детьми, их родителями и педагогами.
Причем к этой работе привлекали неправительственные организации и общественные фонды.
Так, по пилотному проекту тогда же, в октябре, провели «круглый стол» «Школьная медиация» – мирное решение и снижение уровней насилия и проблем в школе», который организовали неправительственные организации «Форум НКО Астаны» и «Центральная Азия: мир и согласие» при поддержке общественного фонда «Бота».
В ходе «круглого стола» с участием депутатов Парламента РК, представителей НПО, педагогов, экспертов и дипломатов из Испании и Болгарии говорилось, в частности, о том, что в Казахстане, как и во всем мире, отмечается рост насилия и конфликтов в школах на фоне непонимания проблем детей взрослыми и педагогами. Однако, если в США, Австралии и европейских странах медиация успешно развивается уже на протяжении последних 25 лет, то Казахстан только приступает к этой работе.
Медиация – новое явление в РК, но в международной практике считается наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в обществе. По сути, это процесс разрешения спора, в котором посредник способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими.
Потом об эксперименте просто забыли.
Чем проще, тем лучше?
Все помнят случай в Уральске, когда учитель заклеила скотчем рот ученику, который разговаривал на уроке. Был также вопиющий факт в Павлодаре, когда физрук в подвале школы избил ребенка и был за это осужден. А в Северо-Казахстанской области педагог выстригла волосы у нескольких детей и написала у них на лбу «двоечник». Ей за это дали условный срок.
Правда, чаще всего родители жалуются на то, что учитель, отыгрываясь на нелюбимом ученике, просто занижает ему оценки.
Министерство запретило конфликты для того, чтобы нормализовать обстановку в школах, создать там здоровую, дружелюбную среду.
Но на самом деле это приведет к сокрытию конфликтов внутри школы. В том, чтобы скрывать конфликты будет заинтересовано руководство школ.
Безусловно, теперь, когда
запрет введен, в министерстве образования и науки будут от него открещиваться.
Что и сделала руководитель управления по защите прав детей Комитета по защите
прав детей МОН РК Ляззат Даулбаева в конце июня в интервью газете «Время». «Мы
не запретили учителям ругаться и конфликтовать с учениками, как написали некоторые
информационные агентства, – разъясняет она. – У этого приказа совершенно другая
цель: еще раз обратить внимание на эти проблемы и сделать так, чтобы была
создана благоприятная обстановка. Сейчас реализуется проект по реформированию
школьных психологических служб, они должны работать над созданием благоприятной
психоэмоциональной среды. Корректировать поведение детей, которые могут
провоцировать конфликты, помогать тем ученикам, которые чувствуют себя в
коллективе некомфортно, работать, общаться с родителями, знать, что происходит
в семье. В школах должны быть сформированы специальные команды из активных
учеников, родителей и педагогов, которые смогут оперативно реагировать на факты
нарушения прав детей и предотвращать их. Мы уже реализовали такой пилотный
проект в Восточном Казахстане и на его основании создали учебную программу по
первичной профилактике насилия в школах. Невозможно запретить конфликты, наша
задача – не допускать их».