Открытое небо
Занять новую нишу в международном разделении сегментов бизнеса очень сложноЗанять новую нишу в международном разделении сегментов бизнеса очень сложно, однако Казахстан пытается сделать миру уникальное предложение. Развитие магистральных транспортных коридоров – одно из них. Логистика всегда была одной из главнейших проблем страны с огромной территорией и низкой плотностью населения, а развитие транспортных путей может не только помочь отечественной экономике, но и стать важной частью внешнеэкономической деятельности. Помимо наземного транспорта в стране необходимо развивать и воздушные пути. Вероятно, с этим связано появление двух недавних проектов – это заявление о создании нового авиаперевозчика «AirKazakhstan» и предложение о программе развития аэропортов.
В отличие от «AirAstana», где контрольный пакет акций принадлежит «Самрук-Казыне», в новой авиакомпании фонду национального благосостояния будет принадлежать 49%. Министерство транспорта и коммуникаций РК сообщает, что внутренний рынок авиаперевозок Казахстана полностью либерализован и наблюдается рост перелетов: «В среднем ежегодно количество частот в неделю на внутренних маршрутах по стране увеличивается на 20%. Однако в настоящее время не полностью раскрыт потенциал внутренних перевозок». Именно для развития внутреннего авиапотока и создается новый оператор. На сегодняшний день «Самрук-Казына» ведет переговоры по финансированию закупок воздушных судов с крупными лизинговыми компаниями. Так, поставка воздушных судов в количестве 6 единиц ожидается в первом полугодии 2015 года и 4 единиц – до конца 2015 года. После поставки этих самолетов в Казахстан авиакомпания планирует начать первые полеты.
То, что в правительстве взялись за большой проект, можно увязать с подписанием договора о создании ЕАЭС. В рамках интеграционного процесса в России серьезно рассматривается концепция открытого евразийского неба и либерализации воздушного пространства стран-участниц. Естественно, приход российских игроков не может не беспокоить и национального оператора, и частных авиаперевозчиков. Так, например, представитель компании SKAT Виктория Ульянова считает, что казахстанские компании могут и не выдержать конкуренции: «Крупные российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот», очень активно датируются за счет государства. Казахстанские авиаперевозчики не имеют господдержки. В результате мы можем потерять все, что было сделано авиационными властями Казахстана за последние годы в развитии гражданской авиации».
Авиаперевозки, как и вся сопутствующая инфраструктура – это не только бизнес. Контроль над любыми коммуникационными потоками – будь то информационные или транспортные – является важной частью независимости. В связи с этим можно привести пример Кыргызстана, который весной чуть не потерял аэропорт «Манас». В конце февраля российская компания «Роснефть» заявила о намерении купить ОАО «Международный аэропорт Манас» (МАМ), которому принадлежат все гражданские аэропорты Кыргызстана. Это происходило как раз тогда, когда США постепенно сворачивали свою деятельность на военной базе «Манас», планируя к июлю покинуть дислокацию. Руководство МАМ сообщало, что без американского финансирования компания станет убыточной, а потому другого выхода, кроме как принять предложение «Роснефти». Однако кыргызские эксперты осторожно отнеслись к этой сделке, поскольку она стала бы очередным активом в череде крупных покупок (в декабре «Газпром» приобрел газораспределительную сеть «Кыргызгаз», компания «РусГидро» приступила в июне 2013 года к строительству каскада ГЭС стоимостью $400 млн, а «ИнтерРАО» пообещала построить на реке Нарын ГЭС «Камбар-Ата-1» стоимостью $2 млрд). Они высказывали опасение, что в результате может все это может сказаться на суверенитете страны. Отметим, что в результате массового недовольства в Кыргызстане «Роснефть» передумала покупать важнейший инфраструктурный элемент. Кстати, если бы сделка все же состоялась, субсидирование аэропорта дешевым керосином могло, по мнению президента КР Алмазбека Атамбаева, сделать «Манас» серьезным конкурентом для аэропортов Алматы и Ташкента. Такой расклад был бы не очень выгоден Казахстану, поскольку нам важно, чтобы рейсы осуществлялись через казахстанские порты.
Предполагается, что новая компания «AirKazakhstan» запустит первые самолеты уже в следующем году, к тому времени будет точно известна и судьба госпрограммы по развитию инфраструктуры. В принципе, все это состоится очень скоро, но крайне важно, чтобы Казахстан не опоздал.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.