Цены на бензин пока удается сдерживать
В июле цены на ГСМ, по обещаниям Агентства РК по регулированию естественных монополий, не изменятсяВ июле цены на ГСМ, по обещаниям Агентства РК по регулированию естественных монополий, не изменятся. Согласно данным, представленным министерством нефти и газа письмом от 17 июня 2014 года, изменение предельных розничных цен на ГСМ в июле текущего года не ожидается.
Напомним, в конце марта текущего года министр нефти и газа Узакбай Карабалин говорил о том, что цены на регулируемые государством виды горюче-смазочных материалов в Казахстане не будут повышаться до середины 2014 года. На тот момент министр заявлял, что мы сейчас уверенно стоим на тех ценах, которые имеем. А отечественные заводы работают в полной мере. «Я думаю, что до середины года спокойно можно ездить (без повышения цен)», – подчеркнул он.
Однако, несмотря на эти обещания, в мае цены на дизтопливо увеличились на 13 тенге. В результате стоимость 1 литра солярки составила 115 тенге. И это несмотря на то, что АИ-92, АИ-80, дизтопливо – регулируемые виды топлива в Казахстане.
Вслед за дизтопливом должен был подорожать и бензин. Как на тот момент сообщал Сергей Смирнов, независимый эксперт, с середины лета может произойти увеличение стоимости АИ-92/АИ-93 на 10-15%. Но правительство смогло сдержать цены на бензин.
Одним из инструментов, благодаря которому правительству удается сдерживать цены, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, являются бюджетные средства.
В мае текущего года Кайрат Келимбетов, председатель Национального банка РК, сообщил о «позитивном отклике экономики Казахстана» на девальвацию. По итогам первого квартала 2014 года отмечается положительное сальдо текущего счета, которое составило $5,5 млрд. При этом по итогам 2013 года было отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса, которое составило минус $118 млн. «То есть налицо позитивный отклик экономики на проведенную валютную корректировку», – подчеркнул г-н Келимбетов. По всей видимости, именно за счет этих средств и удается сдерживать цены на бензин.
Еще одним инструментом, благодаря которому удается сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, по словам г-на Егорова, стало продление соглашения с Россией по поставкам в Казахстан нефтепродуктов. В этом году Россия и Казахстан продлили действие межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 9 октября 2010 года до 2025 года. Соглашение также синхронизировано с существующими контрактами до 2019 года, плюс пятилетние периоды, на которые автоматически продлевается контракт, если одна из сторон за полгода не уведомит другую о намерении выйти из соглашения.
Согласно межправительственному соглашению России и Казахстана, квотируются беспошлинные поставки в республику из РФ нефти и светлых нефтепродуктов, запрещены поставки светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, а также темных нефтепродуктов из России в Казахстан.
Продление этого соглашения очень важно для нашей республики, так как объем производимых на нефтеперерабатывающих заводах РК нефтепродуктов недостаточен для удовлетворения внутреннего спроса. Более того, поставки нефти из России необходимы для обеспечения сырьем отечественных НПЗ.
Между тем за стабильность цен на рынке ГСМ, по словам Болата Ауетаева, председателя правления Казахстанской топливной ассоциации, приходится платить казахстанским АЗС. Дело в том, что после девальвации тенге в Казахстане, по информации ассоциации, отмечается рост оптовых цен на горюче-смазочные материалы. «Несмотря на то, что было заявление, чтобы сдерживать цены (на ГСМ), оптовые цены уже поднимаются», – рассказал г-н Ауетаев. В частности, по информации ассоциации, ТОО «Petrosun», ТОО «Петролиум оперейтинг» подняли цены. Так, АИ-92 стоил 108 тыс. тенге (за тонну), а стал 115 тыс. тенге, с Павлодарского и Шымкентского НПЗ цена за тонну была 110 тыс. тенге – стала 120 тыс. тенге.
Более того, до 2000 года АЗС страны, как отметил руководитель топливной ассоциации, покупали бензин российского производства, так как он на 10% дешевле отечественного. «Но из-за корректировки курса национальной валюты завозить топливо из России стало невыгодно для бизнеса», – подчеркнул он.
Если бы правительство не сдерживало цены на бензин после девальвации, то стоимость АИ-92, по подсчетам Олега Егорова, составила бы 125 тенге за литр.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.