Сможет ли РК капитализировать геополитическое положение?

В ближайшее десятилетие Казахстану предстоит капитализировать свое географическое положение между Россией и Китаем

В ближайшее десятилетие Казахстану предстоит капитализировать свое географическое положение между Россией и Китаем. Такое мнение озвучил Карим Масимов, премьер-министр РК.

Следующие 10 лет Россия будет уделять больше внимания кооперации с Востоком, чем с Западом. Казахстан геополитически расположен между Россией и Китаем, наша республика будет являться свидетелем того, что много транспортных потоков, потоков капитала будет идти из Китая в Россию и из России в Китай. «И мы должны выиграть от нашего расположения, мы должны капитализировать свое позиционирование с этого, попытаться привлечь больше инвестиций из всего мира в Казахстан, чтобы быть более стабильными», – отметил Карим Масимов.

Действительно Россия начала заключать все больше контрактов с Китаем. Так, Александр Новак, министр энергетики РФ, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что Россия хочет вдвое увеличить товарооборот с КНР. «Сотрудничество с Китаем идет по нарастающей. И если сейчас товарооборот между странами составляет $100 млрд, то новая цель – $200 млрд», – сказал министр.

Более того, 21 мая текущего года Россия и Китай подписали договор о поставках газа на 30 лет. Объем поставок составит до 38 млрд куб. м в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год.

Однако независимые экономисты сомневаются в том, что Казахстану удастся капитализировать свое геополитическое положение за счет развития торгово-экономических взаимоотношений между РФ и КНР.

Если говорить о коммерциализации географического положения нашей республики за счет поставок газа из России в Китай с учетом новых контрактов, заключенных между странами, то, как справедливо заметил экономист Шамиль Дауранов, они могут обойтись и без нас. Так, крупнейший газовый проект между этими странами предполагает строительство газопроводов в КНР по территории Дальнего Востока и Западной Сибири. В этом случае поставку российского газа в западные провинции Китая возможно будет осуществлять по внутрикитайской трубопроводной системе.

Более того, как рассказал Степан Демура, партнер компании True Traders, то, что Россия будет больше налаживать взаимоотношения с Китаем, является не совсем верным предположением. «Все эти заигрывания с Китаем происходят из-за безысходности существующего положения», – считает аналитик. Он также подчеркнул, что все те контракты, которые подписали с Китаем, это не более чем пропагандистская шумиха. Так, например, контракт по газу начнет действовать, по информации Степана Демуры, через 4-6 лет. Все дело в том, что месторождения, о которых говорится в контракте, еще не начали разрабатывать. Кроме того, необходимо время и для постройки трубопровода для доставки газа с этих месторождений в Китай.

Если же брать во внимание увеличение товарооборота между Россий и Китаем, о котором говорил Александр Новак, то и здесь у нашей страны шансов заработать минимум. Через территорию Казахстана проходит автомагистраль «Западная Европа –Западный Китай», которая призвана улучшить транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчить импорт товаров из КНР. Строительство этой магистрали началось в 2008 году, его окончание запланировано не раньше 2019 года.

Капитализация данной магистрали, по предположению г-на Дауранова, очевидно, будет высокой. Вместе с тем экономист заметил, что общий уровень качества автодорог и их разветвленности значительно снижают коммерческие возможности этого уникального транзитного автотранспортного сооружения.

Если же говорить о железнодорожных транзитных магистралях между Китаем и Европой, то здесь есть два направления. Первое – центральный коридор ТАЖД, который практически совпадает с так называемым Шелковым путем. Этот коридор пролегает по маршруту от восточных портов КНР, через Алашанькоу (КНР), Дружбу, Ченгельды (Казахстан), Ташкент, Бухару (Узбекистан), Чарджоу, Теджен (Туркменистан), Мешхед (Иран) с выходом на Стамбул (Турция) и далее по Четвертому Критскому коридору. Центральная ветка ТАЖД обеспечивает кратчайший выход через пограничный железнодорожный переход Серахс – Мешхед на железнодорожную сеть Ирана, которая заканчивается в порту Бендер Аббас (Персидский залив). Однако, по словам г-на Дауранова, на данном этапе возможности этого коридора практически не реализуются, объем перевозок в этом сообщении не превышает 0,2-0,3 млн тонн (торговые связи Узбекистана и Южной Кореи).

Второе направление – северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали, соединяющий Китай через Казахстан с Россией, странами Балтии и Европы. Развитие этого коридора как транзитного направления представляет наибольшее значение для Казахстана. Главное преимущество РК в конкурентной борьбе за трансконтинентальные перевозки – сокращение расстояния и, соответственно, сроков доставки. Вместе с тем, как отметил экономист, средние участковые скорости движения обычных грузовых поездов на казахстанском участке магистрали составляют немногим более 40 км/час, что для эффективной организации транзитных перевозок недостаточно и требует технического перевооружения всей инфраструктуры отрасли.

К тому же, Степан Демура напомнил, что у России с Китаем есть собственные протяженные границы. По его информации, сейчас в этих пограничных зонах будут строиться мосты и транспортные развязки. «Поэтому перевозить что-то через Казахстан, когда есть собственные границы, смысла нет», – подчеркнул он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤