Шаткая основа Таможенного союза
Чем сильнее интеграционные процессы, тем очевиднее факт – чужих проблем больше не будетЧем сильнее интеграционные процессы, тем очевиднее факт – чужих проблем больше не будет. Проблемы в экономике одной страны коснутся и всех остальных, поэтому в интересах казахстанской экономики общая динамика развития. Во время лекции в МГУ президент Нурсултан Назарбаев отметил, что основу евразийской экономики должен составить малый и средний бизнес. И вот здесь выявляется одна из главных проблема будущего союза – сектор МСБ не только слабо развит во всех трех странах, он развит неодинаково.
Если брать в качестве примера развитые страны, то там доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 60% для Евросоюза и 44% для США. Что же до наших стран, то здесь картина совсем иная. По данным директора департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустама Акбердина, в Беларуси МСБ дает 22% ВВП, в России – 20%, а в Казахстане – 19%.
Однако и с существующими показателями не все так просто. Например, странно, что наибольший показатель развития МСБ в Беларуси, где в основе лежат не рыночные процессы, а государственная экономика. По факту порядка 80% экспорта малых и средних предприятий этой страны приходится на четыре товарные позиции – нефтепродукты, калийные удобрения, растворители и смазочные материалы. Правительство Беларуси заявило о необходимости довести вес МСБ до 50% ВВП к 2020 году. Причем предполагается ставку делать не на сферу услуг, а на производство товаров. Однако с учетом существующих реалий даже если компании и будут появляться, то они будут во многом субсидироваться государством, что фактически создает не конкурентоспособный, а искусственный рынок малого и среднего бизнеса. И с учетом этого предположения заявление замминистра экономики Беларуси Антона Кудасова звучит для партнеров по ТС не особо вдохновляюще. Он заявил, что «малый и средний бизнес может формировать, как и в Европе, большую часть ВВП, это большой резерв во взаимной торговле». Из данного заявления можно предположить, что белорусское правительство намерено развивать сектор МСБ за счет экспорта товара. Направления экспорта белорусских товаров известны – Россия и Казахстан. Но нужно понимать, что государственные дотации белорусских предпринимателей создадут благоприятные условия для производства неконкурентоспособных товаров.
Немало проблем и в России. Так, 2013 год был особо тяжелым для малого бизнеса. Высокие сборы и административное давление привели к тому, что тысячи бизнесменов были вынуждены либо свернуть свою деятельность, либо уйти в подполье. «Только за январь-февраль 2013 года от 208 до 300 тыс. ИП прекратили свою деятельность. От 4 до 11 тыс. предпринимателей из регионов уходят ежемесячно из бизнеса. А это региональные налоги и рабочие места», – передает слова сотрудника российского «Энерготрансбанка» журнал «РБК». Но если старые предприятия закрываются быстро, то новые появляются крайне редко. Одним из главных препятствий является поиск первоначального капитала; получить кредит достаточно сложно: в России существует высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Так, российские банки кредитуют бизнес в два раза меньше, чем за рубежом. Конечно, российское правительство старается стимулировать МСБ. С 2014 года работает закон, по которому 15% госзакупок должны осуществляться в секторе малого и среднего бизнеса. В принципе для первоначального стимулирования этот подход может сработать, однако вновь искусственная поддержка государством предприятий, в конечном счете, повлияет на качество продукции и на его конкурентоспособность.
Если же говорить о Казахстане, то и здесь немало проблем – это большая самостоятельность акиматов при бездействии республиканских органов, острая нехватка кадров, отсутствие у предпринимателей навыков по ведению бизнеса, сложные отношения с предприятиями-монополистами и бюрократия. Понимая это, государство пытается стимулировать развитие МСБ. Так, важным шагом можно считать недавнее решение о моратории на проверки частного бизнеса до 2015 года. Президент Назарбаев заявил среди прочего: «До 1 июня текущего года правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей должно провести полную ревизию соответствующего законодательства. Для удобства бизнеса в проекте Предпринимательского кодекса должны быть консолидированы все нормы законов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Будет законодательно закреплен принцип регуляторного воздействия, принятого в странах ОЭСР, и в Казахстане будет введен новый институт бизнес-омбудсмена. Его основная задача – защита прав предпринимателей». Дадут ли принимаемые меры должный эффект – вопрос самый главный. У государства уже нет столько времени на эксперименты, как, например, в 90-е. Интеграция в рамках ТС и ЕЭС, вступление в текущем году в ВТО – все это не оставляет шансов для ошибок, поскольку теперь речь идет не о внутренней конкуренции, а о международной. И если сейчас МСБ не дадут возможность развиваться, то позже они так и не смогут выйти на рынок.
Действительно, развитие МСБ должно быть одним из приоритетов, однако здесь необходима взвешенная политика по формированию эффективных бизнесов, продукция которых не будет полностью зависеть от государственной помощи и будет способна работать при самой жесткой конкуренции.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.