В Казахстане существует информационный вакуум
Население Казахстана больше доверяет слухам, чем официальной информацииНаселение Казахстана больше доверяет слухам, чем официальной информации. На втором месте по степени доверия среди казахстанцев стоит интернет, а на третьем – газеты и иностранные СМИ. Таковы результаты опроса, проведенного RisksAssessmentGroup в 4 регионах страны. Вопрос информационной безопасности населения был одним из главных на повестке дня IV международной интернет-конференции IMIX 2014.
Как отмечает Досым Сатпаев, директор неправительственной, консалтинговой организации RisksAssessmentGroup, местные элиты достаточно часто путают безопасность страны со своей собственной. «Сейчас информационную безопасность элиты понимают как безопасность власти от общества. Поэтому постоянно принимаются разные законодательные ограничительные меры», – отметил Досым Сатпаев.
Напомним, 6 мая 2014 года в Казахстане вступили в силу поправки, внесенные в Уголовный кодекс РК, согласно которым за распространение ложной информации человеку может грозить до 10 лет лишения свободы. В статье 23 Закона «О национальной безопасности» говорится о недопущении информационной зависимости Казахстана, предотвращении информационной экспансии и блокады со стороны других государств.
«Существует две угрозы. Первая из них – информационная блокада. Система не может работать нормально, если нет хорошей обратной связи. Когда центр принятия решений оперирует искаженной информацией, то он принимает неверное решение. Окружающая среда реагирует так же, и мы это наблюдаем», – комментирует Досым Сатпаев.
Информация, которая спускается сверху-вниз, часто идет неверно и искаженно, то же самое, когда информация идет снизу-вверх. «Это приводит к проблеме слабой централизации управленческих процессов. И, конечно, большим минусом является наша статистика. К сожалению, в Казахстане официальная статистика не является корректирующим механизмом. Она не помогает государству правильно определять существующие параметры, для того, чтобы исходя из этого, вырабатывать верные госпрограммы. В Казахстане возникла такая фраза: «Включить «Хабар» и забыться». Есть измерение, в котором существует общество, и измерение, в котором существуют государственные структуры», – говорит г-н Сатпаев.
Вторая угроза связана с информационной безопасностью, а именно – с информационной интервенцией и проблемами медийной колонизации. «Отсутствие конкурентоспособных средств массовой информации (СМИ) в любой стране превращает эту страну в информационную периферию. И она будет потреблять чужой контент, чужую информацию, чужую идеологию», – отметил спикер.
Представители власти осознали данную проблему. Впервые об этом в 2009 году заявил премьер-министр РК Карим Масимов. В своем тезисе он критиковал казахстанские СМИ. По мнению премьер-министра, население живет в российском пространстве, а не в казахстанском. За зрителя надо бороться и создавать уникальный контент, уверен Карим Масимов. Позже он говорил о влиянии зарубежных сериалов на казахстанцев.
Досым Сатпаев считает, что господдержку необходимо направить на конкурентоспособные СМИ. «Все, что касается поддержки конкурентоспособных медийных продуктов, здесь государство находится в стороне. Я думаю, что нужно распределять государственный заказ не по принципу только государственных СМИ, а только с точки зрения рейтинга и популярности, вне зависимости от того государственные СМИ или нет», – предложил Досым Сатпаев.
Как отметил общественный деятель Мурат Абенов, многие государственные средства, направленные на финансирование СМИ, использовались не всегда эффективно. «Все исследования показывают, что внешнее влияние на казахстанское информационное поле достаточно большое. Мы это видим и в социальных сетях. Некоторые наши близкие к власти общественные деятели или госслужащие, комментируя события в соседних государствах, делают серьезные политические ошибки. Впоследствии они занимали противоположную позицию», – говорит эксперт.
Вместе с этим в социальных сетях наблюдается много так называемых «фейков», которые за определенную плату обсуждают геополитические вопросы. «Они пытаются формировать общественное мнение. Я думаю, что наши государственные структуры должны над этим серьезно задуматься», – добавил Мурат Абенов.
В апреле вышла новость о том, что в Казахстане могут блокировать социальные сети и сотовую связь без решения суда. Это прописано в поправках в закон «О связи». Как отметил в интервью «Капитал.kz» Игорь Братцев, директор Международного центра журналистики MediaNet, катализатором такого решения, возможно, стали события в Украине.
«Это, конечно, очень грустно. Факт создания Агентства по связи и информации, которое подчиняется напрямую президенту, уже подразумевал максимально быстрое реагирование на любые угрозы в информационном пространстве. Возможности их блокирования оперативно «без суда и следствия». Катализатором этого решения стали, почти наверняка, события в Украине», – говорит Игорь Братцев.
Как считает спикер, медийное поле и сейчас уже значительно зарегулировано, а теперь любая, по мнению государства, «опасная» информация станет поводом для блокировок веб-ресурсов. «Особенно удручает факт, что такие действия могут носить превентивный характер, когда иллюзорные угрозы станут поводом для силовых решений», – отмечает Игорь Братцев.
Поправки позволяют прокуратуре за пару часов блокировать соцсети, сотовую связь без решения суда. Итак, закон дополнят статьей 41-1 «Порядок приостановления работы сетей и (или) средств связи».
Александр Хитцов, генеральный директор «Кантар Телеком» из Украины, отмечает, что в России существует единый реестр запрещенных сайтов. «К примеру, ресурс www.vprave.kiev.uaв России заблокирован. Что же это за сайт? Это ресурс украинской юридической компании, которая борется с коррупцией. Таких случаев много, когда центры, которые не находятся внутри страны, формируют свое мнение, влияющее на обывателя», – говорит он.
Информационный
вакуум в Казахстане существует, уверен Александр Хитцов. «Печатные и новостные
издания потребляют контент в основном из российских новостных агентств. Я
считаю, что Казахстан нуждается в своих информационных агентствах, получающих
новостной контент. Они сами определяют, какие новости нужно получать гражданам
страны, а какие нет», – отмечает спикер.