Постоянные проблемы переменного тока
Энергокомпании завышают стоимость электроэнергии в два, а то и в три разаНе так давно депутат Мажилиса Парламента РК Турсынбек Омурзаков выступил с заявлением о том, что энергокомпании завышают стоимость электроэнергии в два, а то и в три раза. Так, было подсчитано, что себестоимость электричества в Казахстане составляет всего 8 тенге за киловатт/час. Главной проблемой народный избранник назвал большое количество посредников, из-за которых и повышается стоимость электроэнергии. На стоимости сказывается не только число посредников, но и целый комплекс причин. Однако вполне может быть и так, что установленные цены справедливы.
Во время дискуссий вокруг достаточно болезненной для общества темы тарифов периодически можно обнаружить любопытные замечания. Например, существуют сведения, в соответствии с которыми называемая депутатом цифра еще ниже. Так, себестоимость электричества, получаемого от угля, составляет 2,4 тенге, от газа 3,6 тенге за киловатт/час. А себестоимость 1 кВт/ч Экибастузской ГРЭС составляет около трех тенге, тогда как конечный потребитель платит уже 16 тенге. И здесь возникает ряд вопросов – каким образом складывается стоимость? Сколько добавляет за транспортировку KEGOC, а какую часть прибавляет энергосбыт? К сожалению, соответствующие компании редко комментируют свою ценовую политику, поэтому в обществе и складывается впечатление, что посредники зарабатывают больше, чем должны бы.
Однако есть что возразить и у противоположной стороны. Так, одним из действенных аргументов является апелляция к работе антимонопольного ведомства, которое после исследования согласилось на существующие тарифы. Агентство по защите конкуренции является незаинтересованной стороной, выражая интересы государства и общества, а потому если оно пошло навстречу энергетикам, значит, на то есть причины. Даже упомянутые депутатом посредники – объективная необходимость. Еесли посмотреть на движение электричества, скажем, в Восточно-Казахстанской области, то мы увидим следующее: конечная стоимость киловатта для потребителей включает в себя тариф станции, у которой приобретается электроэнергия, услуги на передачу и балансировку по сетям АО «KEGOC», услуги на передачу АО «ВК РЭК» (сети региональных энергетических компаний) и прочих энергопередающих организаций плюс затраты снабжающей организации.
И все же самым главным аргументом в пользу увеличения тарифов все эти годы остается утверждение, что электроэнергетическая инфраструктура нуждается в капитальном переоснащении. По некоторым оценкам, сети изношены на 70%.
Также защитники энергетиков могут отметить, что в Казахстане и так стоимость электроэнергии одна из самых низких. Так, по данным РИА «Рейтинг», из 40 стран Казахстан занимает 38 место. Первое место в этом списке у Дании, ее жители тратят около 66 тенге за кВт/ч. Причем такая высокая стоимость экспертами объясняется «засильем зеленой энергетики». А самые дешевые цены в Украине и Беларуси. Россия занимает в этом списке 37 место, а значит, энергия там обходится дороже. И это плохие новости для казахстанцев, поскольку в связи с созданием Евразийского экономического союза будет создан и единый рынок электрической энергии.
Конечно, на макроуровне Казахстан, возможно, и получит преимущества. Так, отмечается, что из-за резкого роста потребления энергии в РК единый рынок отвечает нашим интересам. А министр Евразийской экономической комиссии по вопросам энергетики и инфраструктуры Даниал Ахметов уверен, что в результате создания общего рынка будет создана более эффективная система ценообразования, решена проблема перекрестного субсидирования, увеличено производство электроэнергии и усилена экспортная составляющая энергосистем трех стран. «Убежден, что в ближайшем будущем подобные подходы позволят поставить в Беларусь более эффективную с точки зрения тарифообразования электроэнергию из Казахстана», – добавил г-н Ахметов. Это заявление звучит несколько странно в свете приведенных данных экспертов РИА «Рейтинг», по которым цены в Беларуси ниже, чем у нас. Также с точки зрения чиновников РК сможет зарабатывать на транзите и увеличит экспорт в Россию. Однако если с точки зрения макроэкономики Казахстан, возможно, и сможет что-то выиграть, то тарифы для обычного казахстанца скорее всего не только не снизятся, но поднимутся до российского уровня.
Очевидно, что вопросов тут больше, чем ответов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.