Высший пилотаж безопасности
Когда для казахстанских авиакомпаний откроется окно в Европу?2015 год станет особенным для казахстанской авиации. Уже скоро, менее чем через восемь месяцев, в стране вступают в силу правила обязательной сертификации для всех авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, на соответствие строгим международным стандартам IOSA. Это должно ускорить вывод наших авиаперевозчиков из «черного списка», составленного в Евросоюзе, и открыть им окно в Европу. В числе тех перевозчиков, которые сейчас готовятся к нововведениям, – авиакомпания SCAT.
25 февраля 2013 года правительство Казахстана ужесточило правила допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок. Среди новых условий, которые уже в этом году требуют от перевозчиков, значатся: обязательное наличие в парке не менее трех воздушных судов одного типа; наличие представительства компании в каждом городе маршрутной сети; наличие действующего сайта по online-продаже авиабилетов и т. д.
Одним из самых важных требований к казахстанским авиакомпаниям стало обязательное наличие сертификата о прохождении международного аудита безопасности IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) с 2015 года. В Министерстве транспорта и коммуникаций уверены, что это требование сделает нашу гражданскую авиацию более надежной, отвечающей высоким мировым стандартам.
Что же такое IOSA? И как сертификация по этой программе может отразиться на деятельности казахстанской гражданской авиации?
IOSA – это передовой стандарт всей мировой авиационной индустрии в области осуществления авиаперевозок и обеспечения их безопасности. Нормы этого аудита постоянно дорабатываются, оцениваются и актуализируются в соответствии с изменяющимися требованиями авиационной отрасли и регламентирующими документами. Сегодня сертификацию IOSA во всем мире осуществляют восемь независимых аудиторских фирм, прошедших аккредитацию в ИАТА. Руководство по стандартам IOSA включает в себя 872 требования, соответствие которым и
должна подтвердить авиакомпания. Успешное прохождение аудита повысит имидж и рейтинг компании на международном уровне, что позволит ей привлечь дополнительных пассажиров, особенно при продаже билетов иностранным гражданам.
Как показывает практика, прохождение проверки на соответствие требованиям IOSA дает возможность авиакомпаниям не только проверить состояние авиапарка, подготовку экипажей и т. д., но и реально ощутить качественные изменения в своей деятельности, систематизировать свою работу, которая становится более эффективной и безопасной.
На конец 2013 года рейтинг безопасности полетов у авиакомпаний, прошедших аудит IOSA, был в 4,3 раза выше, чем у авиакомпаний, не прошедших этот аудит. В прошлом году этот аудит прошли 387 авиакомпаний мира, из них 24 – из стран СНГ. Во многих странах мира прохождение аудита IOSA является обязательно процедурой, так же как теперь в Казахстане.
Прохождение аудита IOSA очень длительный и трудоемкий процесс, но не смотря на это, авиакомпания SCAT, сразу же поддержала решение авиационных властей об обязательной сертификации авиакомпаний и внедрении высоких стандартов безопасности в отрасль гражданской авиации. В компании считают, что прохождение международного аудита станет дополнительной гарантией безопасности перелетов. О том, как авиакомпания к нему готовится, мы поговорили с Натальей Погосян, координатором по подготовке к сертификации IOSA.
– В авиакомпании идет большая подготовительная работа, – рассказывает г-жа Погосян. – По сути, пересматриваются и составляются в новой редакции все эксплуатационные руководства компании – они пишутся согласно стандартам IOSA. Приводится к общепринятым стандартам техническая эксплуатация самолетов, летная годность пилотов, работа бортпроводников и т. д.
Основной принцип аудита – это не разовый контроль, а непрерывный внутренний мониторинг деятельности авиакомпании. И чтобы его внедрять, мы начали подготовку к аудиту в первую очередь с обучения персонала. На сегодняшний день мы уже подготовили 20 сертифицированных аудиторов по внутренним и внешним проверкам. Результаты их экзаменов оценивались в Монреале (Канада) сотрудниками
ИАТА. В каждом подразделении SCAT, где отвечают за качество полетов, авиационную безопасность, летный комплекс, техническую службу, отдел бортпроводников, диспетчерское обслуживание, грузовые перевозки и наземное обслуживание, есть собственный аудитор (сотрудник авиакомпании), сертифицированный по международным стандартам IOSA.
Наталья Погосян рассказывает: для помощи в подготовке к сертификации авиакомпания SCAT выбрала одну из самых строгих аудиторских компаний – Aviation Quality Services (AQS), являющуюся партнером Lufthansa Training. Это первая из компаний, аккредитованных в ИАТА. С ней был подписан контракт в апреле 2013 года. Компания помогает нашему перевозчику в анализе недоработок и несоответствия международным стандартам. 11 мая аудиторы уже прибыли в Казахстан и начали проверять, насколько точно SCAT следует тому, что было прописано в новых руководствах по стандартам IOSA.
Что даст пассажирам авиакомпании SCAT прохождение аудита? Сертификат IOSA, по сути, ключ, открывающий множество дверей. Он признается мировыми авиакомпаниями в качестве бесспорного доказательства безопасности деятельности авиапредприятия. И к этому прилагается множество бонусов. Например, SCAT сможет заключать интерлайн-соглашения с другими авиакомпаниями. То есть продавать авиабилеты на рейсы своих партнеров, значительно увеличивая свою маршрутную сеть. Также маршрутная сеть SCAT серьезно увеличится за счет код-шеринговых соглашений (это соглашение о совместной эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых выполняет полеты, а остальные – продают билеты).
Сертификация IOSA должна ускорить вывод авиакомпании из так называемого «черного списка» Евросоюза, согласно которому пять лет назад большинству казахстанских авиакомпаний запретили летать в Европу.
В начале сентября в авиакомпании SCAT планируют пройти пробный аудит, или, как его еще называют, имитацию аудита. Проводить его будут другие аудиторы, не те, что готовили авиакомпанию. После этого у перевозчика будет полтора месяца до полноценного аудита, чтобы исправить малейшие недоработки и отполировать всю работу. А уже к середине октября 2014 года в SCAT планируют пройти фактический аудит. И для этого в авиакомпании была выбрана опять же одна из самых строгих аудиторских компаний – австралийская ACS. Как видим, сотрудники SCAT настолько уверены в качестве своей подготовки, что готовы принять проверку под самым строжайшим контролем.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.