Из-за проблем на Кашагане ВВП Казахстана может снизиться на 1,5%
Информация о том, что добыча на месторождении Кашаган будет отложена еще на 2 года, подтверждаетсяИнформация о том, что добыча на месторождении Кашаган будет отложена еще на 2 года, подтверждается. Так, Ив-Луи Дарикарэр, президент по разведке и добыче одного из акционеров проекта – компании Total, в ходе Нефтегазового саммита СНГ рассказал, что полномасштабное восстановление объемов добычи на крупном месторождении Кашаган в казахстанском секторе шельфа Каспия стоит ожидать в конце 2015 года.
Из-за проблем на Кашагане ВВП Казахстана, по оценке Анатолия Воронина, аналитика Международного финансового холдинга FIBO Group, может потерять 1,5 процентных пункта. Таким образом, ВВП республики уменьшится на четверть – с 6% до 4,5%. «Это очень серьезная проблема. Конечно, на фоне ситуации в России, где ВВП может стать отрицательным, или Европы, где радуются каждой десятой процента, эти цифры все равно велики», – рассказал эксперт FIBO Group. Однако руководство Казахстана изыскивает «внутренние резервы», которые позволят увеличить добычу нефти.
Более того, по прогнозам г-на Воронина, прямые потери бюджета могут составить примерно $180 млн, а косвенные потери от недобора налогов – порядка $1 млрд. Этот прогноз эксперт делает исходя из того, что изначально предполагалось, что добыча на Кашагане составит 2,4 млн тонн нефти в 2014 году. При этом с 12 марта текущего года ставка экспортных пошлин на сырую нефть составляет $80 за 1 метрическую тонну. Добыча на Кашагане была остановлена в сентябре прошлого года, через две недели после начала, из-за утечки газа. Почти сразу после возобновления добычи в октябре 2013 года была обнаружена другая утечка.
Между тем Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент», говорит, что, учитывая, что добыча углеводородов на Кашагане прекращена, по сути, из-за форс-мажорных обстоятельств республику вряд ли ожидают какие-либо последствия. То, что коммерческая добыча начнется позднее, и республика позже будет получать дивиденды от этого проекта, также не является чем-то необычным, так как такие крупные месторождения в мире не всегда начинали работать в названные ранее сроки. «Так что Кашаган не является исключением», – заметил г-н Баранов.
Основным вопросом для компании North Caspian Operating Company (NCOC) на сегодня, по признанию г-на Дарикарэра, является возобновление добычи как можно скорее. «В настоящее время изучение причин близится к завершению», – рассказал он. Но, судя по всему, у NCOC появились новые заботы. Так, оператор по соглашению о разделе продукции по Северному Каспию сообщает, что с 1 мая 2014 года Пьер Оффан уходит со своей должности управляющего директора и председателя компании North Caspian Operating Company B.V., которую он занимал с момента основания NCOC в 2008 году. Теперь Пьеру Оффану необходимо найти замену.
Между тем, как сообщил г-н Баранов, учитывая сложность самого месторождения и уникальность того трубопровода, который предстоит изготовить и уложить, срок в два года совершенно не представляется большим. Более того, эксперт не исключает, что срок приостановки будет увеличен. Ведь необходимо не просто изготовить новые трубы, но и испытать их, убедиться в том, что они способны работать в той агрессивной среде, что имеется на месторождении, могут выдерживать воздействие токсичных газов без нарушения своей целостности. А на все это потребуется время.
Тем временем стоимость проекта, по мнению г-на Воронина, будет стремительно расти. Приостановка добычи на месторождении потребует дополнительных инвестиций. Но, как заметил г-н Баранов, в интересах республики и акционеров проекта сделать эти финансовые вложения. Ведь в противном случае возможные последствия для экологии Казахстана и северной части Каспийского моря будут катастрофическими. Будет нанесен непоправимый ущерб флоре и фауне Каспийского моря, которые и так уже значительно пострадали от значительной антропогенной нагрузки на них. Кроме того, будет поставлена под удар репутация участников проекта – международных компаний, а им это абсолютно не нужно, ведь это грозит им снижением стоимости их акций. «Наконец, вообще весь проект разработки может оказаться под вопросом, при продолжении использования существующей инфраструктуры», – подчеркнул ведущий эксперт «Финам Менеджмент». Поэтому у г-на Баранова нет никаких сомнений, что заменить трубопроводы и прочее оборудование необходимо, и это того стоит, а деньги, вложенные в это, потом вернутся в виде стабильной добычи нефти Кашагана на протяжении нескольких десятилетий.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.