Бизнесу – выйти из тени!
Власти озаботились проблемой теневой экономикиВласти озаботились проблемой теневой экономики. Она не только оставляет бюджет без поступлений, но и криминализирует общество.
Правительство рассмотрело Комплексный план противодействия теневой экономике в РК на 2014-2015 годы. Согласно плану, более одного триллиона тенге оборота предполагается вывести из теневой экономики в Казахстане. «В случае реализации предлагаемых мероприятий размер оборота, который будет выведен из теневой экономики, оценивается в 1,1 трлн тенге», – заявил Ерболат Досаев, министр экономики и бюджетного планирования РК, на заседании правительства.
Комплексный план противодействия теневой экономике в РК на 2014-2015 годы состоит из 60 мероприятий. «В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого производства в отраслях экономики», – отметил г-н Досаев.
Общесистемные меры, по его словам, направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики с учетом мировой практики.
«Меры по сокращению теневого производства в отраслях экономики предусматривают снижение теневого оборота в отраслях с наиболее высокой долей теневой экономики. Это торговля, сельское хозяйство, транспорт, операции с недвижимым имуществом и промышленность», – добавил министр.
Последствия очевидны
Тревоги властей по поводу сокращения теневой экономики более чем понятны. Прежде всего, сокращается налоговая база. Соответственно, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики. Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень. Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, ведущее к росту ее масштабов.
Кроме того, наличие ненаблюдаемой экономики негативно сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, что достичь и поддерживать макроэкономическую стабильность становится все труднее и труднее. Вместе с тем ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневого бизнеса с банковской системой и рынком ценных бумаг. Ко всему прочему официальная статистика получает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличие ненаблюдаемой экономики искажает распределение ресурсов. При этом у теневого бизнеса появляется явное преимущество на рынке труда, потому что на такой бизнес меньше всего распространяется трудовое законодательство. Теневой бизнес забирает спрос у легального, так как цены на продукты теневого бизнеса будут меньше из-за того, что налоги не выплачиваются.
В социальном аспекте теневая экономика подрывает доверие к государственным институтам, законодательству и ведет к дезинтеграции общества.
Уходить, убегать, сокращать…
По большому счету устремления властей минимизировать теневую экономику вполне понятны.
Так, странами с самым маленьким удельным весом теневой экономики признаны Швейцария, где этот показатель составил 8,6% ВВП, США (8,8%), Австрия (9,8%) и Люксембург (9,9%). В принципе, Казахстану есть куда стремиться.
С другой стороны, в 2010 году Казахстан вступил в Таможенный союз. А ситуация внутри этого интеграционного объединения на сегодняшний день никак не способствует сокращению теневой экономики.
Высокие пошлины на внешних границах Таможенного союза еще более усилили стремление бизнеса уйти в теневой сектор.
Кроме всего прочего, другие члены Таможенного союза страдают от теневой экономики не меньше. Этот показатель достигает около 50% в Беларуси, 48,6% – в России.
И, судя по всему, в странах – партнерах по Таможенному союзу тоже не знают, как сократить долю теневого сектора в ВВП. Советов больше чем достаточно, но все они в условиях неразвитой рыночной экономики не работают.
Казахстан, если верить заявлениям официальных лиц, стремится походить на Швейцарию, США, Австрию и Люксембург и никак на Россию и Беларусь.
Рецепты ясны и понятны, но не работают
В принципе только ленивый не знает, как сократить долю теневой экономики.
Еще в 2008 году тогдашний вице-министр экономического развития и торговли РК Куандык Бишимбаев перечислял способы уменьшить долю теневого сектора. «Наша стратегия – создать такие условия, чтобы предпринимателю было выгоднее работать в официальном секторе экономики и это было бы сопряжено с меньшими издержками и рисками, чем если бы он работал неофициально. Совсем недавно было принято несколько инициатив, которые, на наш взгляд, существенно влияют на выход предпринимателя из тени. Вы знаете, что у нас КПН снижен с 30% до 20%, подоходный налог с физлиц – до 10%, НДС – с 14% до 12%. В то же время увеличены объемы оборотов предприятий, в пределах которых они не обязаны становиться на учет по налогу на добавленную стоимость. Если годовой оборот предприятия не превышает 20 млн тенге, ему нет необходимости платить НДС и быть на учете в налоговом комитете. Соответственно, у него нет стимулов для того, чтобы уходить от налогообложения или от неуплаты НДС», – сказал он тогда.
Все вроде ясно и понятно. Да, работодатель должен с зарплаты своего работника вычесть как минимум 31% налогов: 10% индивидуального подоходного налога, 10% в пенсионный фонд, 11% социального налога с прибыли. Эту цифру вроде тоже надо минимизировать, не трогая пенсионные отчисления. Согласно теории, тогда желающих платить налоги, возможно, станет больше.
Однако в реальной жизни фактор снижения налоговой нагрузки (это видно из опыта) не работает. Видимо, для начала нужно построить реальную рыночную экономику. И только тогда меры по противодействию теневому сектору сработают.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.