Девальвация будет способствовать повышению кредитных рисков в банковском секторе
Прирост реального ВВП в Казахстане составит около 5% в 2014 годуНесмотря на девальвацию, прирост реального ВВП в Казахстане, согласно прогнозу службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s, составит около 5% в 2014 году, обеспечивая базу для сохранения спроса компаний и населения на кредитные ресурсы. Согласно базовому сценарию, девальвация тенге не приведет к дестабилизации экономики Казахстана в целом, хотя прогнозируется повышение волатильности национальной валюты в течение года. Девальвация обусловит снижение покупательной способности потребителей и, как следствие, приведет к снижению очень быстрого роста потребительского кредитования, который отмечался в последние три года.
По мнению аналитиков, основной проблемой банковского сектора Казахстана – в отличие от банковских систем сопоставимых стран – остается непропорционально высокая доля проблемных кредитов, выданных до кризиса 2007-2008 годов. «Согласно нашему базовому сценарию, мы не ожидаем, что доля проблемных кредитов (32% в конце 2013 года) существенно сократится в 2014 году. Поэтому мы полагаем, что объявленные правительством целевые показатели (не более 15% проблемных кредитов к концу 2014 года) вряд ли будут достигнуты, если не будут приняты эффективные регулятивные меры по существенной расчистке кредитных портфелей банков. Более того, мы ожидаем, что девальвация тенге будет оказывать дополнительное давление на качество активов, особенно в случае розничных или корпоративных заемщиков, которые не получают доходов в иностранной валюте», – говорится в отчете S&P «Влияние девальвации национальной валюты РК на банковский сектор страны».
Прогноз по рейтингам почти всех 17 коммерческих казахстанских банков, имеющих рейтинги Standard & Poor’s (за исключением двух: АО «Цеснабанк» и АО «Евразийский банк» имеют «позитивный» прогноз по рейтингам), – «стабильный». В целом это отражает мнение о том, что финансовые профили большинства казахстанских банков останутся без изменений в ближайшие 12 месяцев. Однако большинство стабильных прогнозов нужно анализировать с учетом низкого уровня рейтингов казахстанских банков по сравнению с рейтингами сопоставимых банков других стран. Средний уровень рейтинга казахстанских банков – «В/В+», причем в некоторых случаях он включает надбавку за возможную поддержку со стороны государства или материнской компании. Кредитное качество казахстанских банков ниже кредитного качества российских банков (средний уровень рейтинга – «В+/ВВ-») и многих сопоставимых иностранных банков.
При данном уровне рисков в банковском секторе Standard & Poor’s прогнозирует волатильность и цикличность рейтингов казахстанских банков. «В 2014 году рейтинговые действия в банковском секторе страны, вероятнее всего, будут зависеть от изменения профилей рисков и показателей капитализации банков, и мы не можем исключать того, что число понижений рейтингов будет выше числа повышений. По нашему мнению, негативные рейтинговые действия будут обусловлены быстрым ростом активов или ухудшением их качества (что может оказывать негативное влияние на капитальную базу банков), а также снижением показателей ликвидности», – говорится в отчете.
В целом номинальный рост кредитного портфеля в банковском секторе Казахстана сохранится примерно на уровне 2013 года – около 15%. Как и в предыдущие годы, спрос на кредиты со стороны корпоративных заемщиков будет поддерживаться предприятиями малого и среднего бизнеса, главным образом в таких более слабых и волатильных отраслях, как торговля, строительство в сфере инфраструктуры, сельское хозяйство и производство потребительских товаров, поскольку крупные компании, имеющие значительные запасы денежных средств, в частности, предприятия сырьевого сектора, имеют ограниченные потребности в банковском финансировании. Кроме того, инфраструктурные проекты, которые финансируются государством, будут содействовать росту экономики и поддерживать рост кредитования.
«В розничном сегменте мы прогнозируем дальнейший рост объема необеспеченных потребительских кредитов на 25-30% в 2014 году, что немного ниже уровня 2013 года (50%). Это замедление обусловлено главным образом введением новых пруденциальных правил макроэкономической политики, установленных регулирующим органом и направленных на сдерживание чрезвычайно высоких темпов роста. По нашему мнению, банки будут и в дальнейшем придерживаться очень взвешенной политики в отношении ипотечного кредитования», – считают в Standard & Poor’s.
Банки, которые ранее демонстрировали быстрый рост кредитных портфелей и в настоящее время планируют гораздо более высокие темпы роста, чем в среднем по банковской системе, подвергаются значительным рискам, которые уже учитываются в оценке их «умеренных» позиций по риску. И хотя в данный момент эти банки демонстрируют низкий уровень проблемных кредитов, такой показатель не будет устойчивым в долгосрочном плане. Быстрый рост кредитного портфеля при отсутствии надлежащих систем андеррайтинга и управления рисками может привести к повышению латентных рисков.
Последствия девальвации
Девальвация тенге окажет дополнительное давление на банковский сектор Казахстана, однако ее негативное влияние будет контролируемым для большинства банков. Масштаб девальвации примерно на 19% стал неожиданным для финансовых рынков и населения Казахстана.
Девальвация тенге будет оказывать более серьезное негативное влияние на банки, имеющие открытую короткую валютную позицию. В целом валютные активы и обязательства казахстанских банков в значительной степени совпадают по срокам погашения.
Качество активов банков заметно снизится. Не ожидается существенного ухудшения качества активов экспортеров, поскольку снижение курса тенге положительно скажется на их конкурентоспособности. «Вместе с тем у нас вызывают более серьезную обеспокоенность валютные кредиты тем клиентам, которые имеют ограниченную возможность хеджировать валютный риск (в частности, розничным заемщикам). По нашим оценкам, валютные кредиты составляют менее 10% портфеля потребительских кредитов банковского сектора, что немного снижает риск для сектора. Мы также предполагаем, что девальвация тенге окажет наиболее сильное влияние на тех импортеров или компании, которые имеют значительную долю производственных ресурсов или расходов, номинированных в долларах США, поскольку они не смогут в полном объеме отразить снижение курса тенге в повышении цен, а их объемы продаж сократятся. Мы ожидаем, что банки сформируют дополнительные резервы по таким кредитам и (или) реструктурируют их, предусматривая уменьшение размера платежей», – говорится в отчете.
Волатильность вкладов, скорее всего, повысится, однако существенный отток банковских депозитов маловероятен.
Девальвация станет проверкой готовности иностранных материнских банков (главным образом российских финансовых организаций) оказывать поддержку казахстанским дочерним банкам, поскольку девальвация негативно влияет на доходность инвестированного капитала материнской структуры, если риски не будут хеджированы надлежащим образом.
В 2014 году конкуренция в казахстанском банковском секторе стабилизируется, а тенденции, отмечавшиеся в прошлые годы, сохранятся.
Три предстоящих сделки по слиянию и приобретению активов не приведут к существенному изменению баланса сил в казахстанской банковской системе. Объединение АО «Казкоммерцбанк» с АО «БТА Банк» и АО «Альянс Банк», АО «Темiрбанк» и АО «ForteBank» приведет к образованию более крупных финансовых организаций по размеру активов, но их показатели прибыли, скорректированные с учетом риска, будут ниже показателей сопоставимых банков.
В целом Standard & Poor’s прогнозирует сохранение положительной динамики прибыли в казахстанском банковском секторе в 2014 году.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.