Казахстанские компании пользуются аутстаффингом
В казахстанских компаниях существует практика так называемого заемного персоналаВ казахстанских компаниях существует практика так называемого заемного персонала. Иначе ее называют аутстаффингом. Слово «аутстаффинг» в буквальном переводе означает «выведение персонала за штат». Он довольно распространен среди работодателей, в большинстве случаев к аутстаффингу прибегают компании для сокращения затрат на содержание персонала, а также те, кто вынужден использовать временный персонал под проекты.
К выведению персонала за штат компании часто прибегают западные компании, которые ограничены количеством штатных сотрудников согласно оргструктуре, утвержденной головным офисом. Об этом «Капитал.kz» рассказала Елена Грищук, директор Executive Search агентства Forsage.
«Зачастую это представительства компаний в сфере продаж товаров народного потребления – FMCG, фармацевтические представительства, представительства западных компаний, работающих в сфере продаж бытовой техники и электроники, и другие. Некоторые компании-производители выводят в аутстаффинг временный персонал. Также на таких условиях часто работают сотрудники в сфере рекламы и продвижения, журналистики», – отметила г-жа Грищук.
Вместе с тем, как утверждает спикер, практика лизинга персонала не столь часто распространена у казахстанских работодателей и касается больше технических специалистов или уникальных сотрудников, которых привлекают для настройки определенных процессов и отладки работы с новым оборудованием. Больше это распространено в компаниях тяжелой промышленности, нефтегазового сектора, машиностроения, а также сельском хозяйстве и дорожном строительстве. Кроме того, в лизинг часто берут IT-специалистов и финансистов, когда речь идет о переходе компании на новые IT-продукты или подготовке и выходе на IPO.
Самым распространенным вариантом подбора и найма сотрудника на аутстаффинге является деятельность представителя компании в регионе, который в одиночку готовит открытие офиса компании, отмечает Галина Зубкова, старший консультант Antal Kazakhstan. «В среднем в Казахстане период такой подготовки занимает 6 месяцев. Если не принято стратегическое решение работать через дилеров (крайне частое явление в агропромышленном секторе), такая схема – самый популярный вариант выхода на рынок и используется международными компаниями в 90% случаев. В остальных 10% сотрудник компании присоединяется к компании-партнеру, однако это несет дополнительные риски с точки зрения доступа к коммерческой информации», – рассказывает она.
Исследовательский центр холдинга «Империя Кадров» провел глобальный опрос среди экспертов рынка труда в России. Исследование показало, что 56,5% компаний активно используют практику аутстаффинга, 13,1% имели такой опыт, 13% хотели бы применить данный метод и лишь 17,4% не готовы к ведению бизнеса подобным образом.
Лизинг и деньги
Аутстаффинг зачастую позволяет работодателю решить 3 основные задачи. Во-первых, это экономия на обеспечении кадрового и бухгалтерского обслуживания персонала. Во-вторых, это юридическая кадровая безопасность работодателя. В-третьих, это возможность увеличить штат сотрудников, не изменяя утвержденного штатного расписания.
Лизинг позволяет взять специалиста от партнеров или внешнего специалиста для настройки определенных технических процессов на предприятии, прохождения аудита – кадрового, финансового, технического и т.д. Также для наставничества при работе с новым оборудованием или технологиями. «Для сотрудника, мне кажется, особой разницы и преимущества где работать нет, кроме имиджа новой составляющей, поскольку в трудовой книжке будет записана компания подрядчик, а не истинный работодатель», – объясняет г-жа Грищук.
Благодаря лизингу можно зарабатывать хорошие деньги на краткосрочных проектах, а также он дает хорошие возможности профессионального роста специалисту. Как поясняет г-жа Зубкова, рекрутинговая компания, предоставляющая услугу, играет роль не только официального работодателя со всеми вытекающими последствиями, но и консультанта компании, нанимающей работника по схеме аутстаффинга, по всем вопросам, которые могут возникнуть при работе на рынках Казахстана и Центральной Азии.
«Например, для одного из клиентов мы нанимали гражданина Узбекистана, а другому оказали помощь в поиске партнеров для открытия офиса. Уровень заработной платы регионального представителя зависит от ответственности и географического «покрытия» должности», – рассказывает г-жа Зубкова. В случае если это Центральная Азия и Казахстан, зарплата достигает $500-4000 (после вычета налогов), если только Казахстан – $2000-3000.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.