В результате инерции КМГ бюджет Казахстана нес потери
Толлинговые операции по переработке казахстанской нефти в Китае стали невыгодными КазахстануТоллинговые операции по переработке казахстанской нефти в Китае стали невыгодными Казахстану. Об этом на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций заявил председатель правления «КазМунайГаза» (КМГ) Сауат Мынбаев. Напомним, что еще в начале февраля текущего года деловой еженедельник «Капитал.kz» писал о том, что непосредственно переработка и доставка нефти на китайские НПЗ и транспортировка бензина обратно в республику обойдутся Казахстану почти в $60 млн. Дополнительные затраты в свою очередь приведут к удорожанию стоимости топлива на 5-10%.
К тому же, при осуществлении толлинговых операций с Китаем Казахстан не только понесет затраты на транспортировку готовой продукции обратно в республику, но и потеряет на налогах. Республика недополучит налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог. Поскольку продукты переработки нефти при толлинге поставляются на внутренний рынок, толлинговые операции с Китаем в налоговом законодательстве Казахстана приравнены по статусу к поставкам казахстанской нефти на отечественные НПЗ. С учетом действующих ставок и понижающего коэффициента отправленные объемы казахстанской нефти на толлинг в КНР освободят от уплаты рентного налога и налога на добычу полезных ископаемых. Как напомнил Сергей Смирнов, эксперт, редактор портала Oilnews.kz, аналитики отмечали, что с учетом действующих ставок и понижающего коэффициента отправленный на толлинг в КНР в 2012-2013 годах объем казахстанской нефти был освобожден от уплаты $47,5 млн рентного налога на экспорт и $9,7 млн налогов на добычу полезных ископаемых.
Более того, толлинговые операции могли негативно отразиться на текущей загрузке казахстанских НПЗ и снизить ее еще больше. Толлинговая схема предполагает, что поставщик обеспечивает переработчика сырьем, а затем забирает конечный продукт, заплатив за переработку. Схема толлинга, как объяснил г-н Смирнов, используется, как правило, для ликвидации дефицита загрузки производственных мощностей. «У нас же она (с ориентацией на китайские НПЗ) ведет к уменьшению загрузки и без того недозагруженных отечественных НПЗ», – подчеркнул эксперт.
Отказу от осуществления толлинговых поставок нефти в Китай поспособствовали не доводы об экономической нецелесообразности таких поставок, а договоренность Казахстана с Россией о беспошлинном встречном транзите нефти через территории этих государств, а также договоренность о поставках нефтепродуктов. Решения по данным договорам, по информации г-на Мынбаева, были приняты еще в конце 2013 года.
Однако, не смотря на это, уже в январе 2014 года пресс-служба министерства нефти и газа заявляла, что толлинг с Китаем будет продолжен. И в текущем году наша республика поставит на китайские НПЗ в рамках толлинговых схем 200 тыс. тонн нефти. «Неужели в МНГ не знали о подписанных месяцем ранее соглашениях о беспошлинных поставках ГСМ из России и экономической убыточности этих толлинговых операций? Несомненно, знали. Тогда зачем намеревались продолжать толлинговые операции с Китаем?» – удивляется г-н Смирнов.
По словам Сауата Мынбаева, в прошедшем году «какой-то толлинг был проведен по инерции». Такое более чем странное заявление, по мнению г-на Смирнова, говорит об отсутствии компетентных специалистов в нацкомпании и МНГ. В результате бюджет Казахстана тоже по инерции нес потери.
Идея отправлять казахстанскую нефть на зарубежные НПЗ для толлинговой переработки была озвучена еще осенью 2009 года. В департаменте развития нефтяной промышленности Миннефти, как напомнил г-н Смирнов, подчеркивали, что толлинг с Китаем, возможно, в два раза сократит объем импорта российских нефтепродуктов – с 40 до 20%. Для реализации этой схемы в республике создавались специальные условия. Так, в Казахстане был принят специальный закон, согласно которому толлинговая переработка нефти за рубежом облагается низкими налогами. В частности, как пояснил эксперт, это освобождение от уплаты рентного налога и применение понижающего коэффициента 0,5 к ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.
В 2012 году наша страна была готова начать толлинговые операции по поставке нефти в Китай с годовым объемом на уровне 1-1,5 млн тонн. В 2013 году МНГ планировало переработать в Китае около 500 тыс. тонн сырой нефти. По информации г-на Смирнова, эти объемы сопоставимы с импортом крупнейшего российского поставщика бензина в Казахстан «Газпром нефти».
Однако озвученные планы не были осуществлены. «За два года (2012-2013 годы) на мощностях НПЗ в Душаньцзы (СУАР) было переработано всего 338,9 тыс. тонн казахстанской толлинговой нефти и завезено обратно 150,1 тыс. тонн высокооктановых автобензинов», – рассказал Сергей Смирнов.
Причины, по которым эти планы не были раадизованы, ни правительством, ни МНГ не были озвучены. По мнению г-на Смирнова, это было обусловлено отсутствием свободных объемов нефти у компаний, осуществляющих поставки по магистральному нефтепроводу Атасу – Алашанькоу в рамках действующих с китайской стороной контрактов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.