Государство избавляется от непрофиля
Выход государства из экономики страны может сократить вывод капитала за пределы РКВыход государства из экономики страны может сократить вывод капитала за пределы РК, считают эксперты. Однако при проведении второй волны приватизации, по мнению аналитиков, имеется вероятность, что государственные активы попадут в руки не самых эффективных собственников.
Квазигосударственный сектор в республике продолжает расширяться. Наблюдаемую тенденцию на минувшей неделе отметил заместитель премьер-министра РК, министр финансов Бахыт Султанов. В настоящее время, по его словам, в стране насчитывается более 19 тыс. государственных учреждений, почти 6 тыс. госпредприятий, 710 акционерных обществ и ТОО с участием государства. Их основная доля, более 13 тыс., приходится на организации сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Напомним, о раздутом госсекторе в стране не раз говорил президент. Правительству поручалось свести к минимуму государственное присутствие в экономике страны. В связи с этим к концу марта Министерство экономики и бюджетного планирования РК обещает представить комплексный план приватизации госактивов на 2014-2016 годы.
Приватизация госсобственности в первую очередь коснется компаний и объектов фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» (СК). На предстоящие годы уже утверждено выведение из госсектора 75 непрофильных активов и объектов фонда. Кроме того, потенциальными кандидатами на вывод из рядов госхолдинга определены 80 дочерних организаций группы компаний СК. В их числе значатся: 27 компаний «КазМунайГаза», 34 – КТЖ, 11 – «Казатомпрома», 2 – «Казахтелекома», 8 – «Самрук-Энерго» и 1 – KEGOC. «То есть из этих семи компаний в них больше 400 активов. Из них 80 компаний – 20%, мы ставим потенциально на приватизацию. Конечно, этот перечень будет уточняться, утверждаться, дискутироваться», – отметил в ходе коллегии председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев.
В план приватизации также включена работа по выводу нацкомпаний на Казахстанскую фондовую биржу. Продолжению программы «Народное IPO» ранее препятствовали законодательные барьеры, пояснил глава ФНБ.
Стоит отметить, в минувшем году в рамках программы приватизации из 713 непрофильных активов ФНБ реструктурировано 482. Из них реализовано 405, ликвидировано 19, передано местным исполнительным органам 55, реорганизовано 3. В частности, по словам управляющего директора, члена правления АО «Самрук-Казына» Нурлана Рахметова, в числе проданных активов медицинские центры, охотничьи хозяйства, гостиницы, детсады, развлекательные центры, квартиры (355), офисы, гаражи и доли участия в ТОО.
Между тем по 20 активам и объектам, среди которых гостиница «Думан» в Астане, отели в Турции и в Кыргызстане, охотничье хозяйство «Лебяжье», несколько раз объявленные конкурсы и аукционы признавались несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Их реализация перенесена на текущий год.
По мнению Марата Каирленова, к.э.н., директора «Улагат Бизнес Групп», в инвестиционных условиях страны ожидать, что предлагаемыми к покупке активами в ходе приватизации заинтересуются зарубежные инвесторы не стоит. И в ближайшие 1-3 года, прогнозирует он, ситуация мало изменится. «Конечно, высока вероятность, что это будут «свои», как правило, не самые эффективные собственники, но это при прочих равных условиях лучше, чем государство. Возможно, данные меры несколько сократят вывод капитала из страны нашими чиновниками и связанными с ними олигархами. Будет, хоть и небольшое, оживление инвестиционной активности за счет внутренних инвесторов», – отмечает аналитик.
Между тем, считает Марат Каирленов, вывод госсобственности в конкурентную среду может нести риски для экономики РК. «На мой взгляд, это сокращение операционных расходов новыми собственниками. Возможно, сокращение заказов отечественным производителям, которые живут на госзаказах», – полагает эксперт.
Председатель совета Ассоциации управляющих активами Талгат Камаров единственным риском при приватизации госсобственности назвал вероятность нарушения технологической цепочки. «В числе непрофильных активов, подлежащих реструктуризации, могут быть поставщики услуг и товаров для дочерних организаций «Самрук-Казыны». Возможно, это может привести к нарушению технологической цепочки. Вот почему важно учитывать такие моменты», – отмечает председатель совета Ассоциации управляющих активами. В частности, продолжает эксперт, с новыми собственниками необходимо оговорить инвестиционные обязательства. Это позволит обезопасить компании ФНБ, остающиеся в структуре госхолдинга.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.