Запрет на ввоз в Казахстан узбекских машин взбудоражит цены
С начала января Казахстан запретил ввоз в страну Daewoo Nexia и Daewoo Matiz узбекской сборкиС начала января Казахстан запретил ввоз в страну Daewoo Nexia и Daewoo Matiz узбекской сборки. Тем самым цены на российские машины в данном ценовом сегменте обязательно вырастут.
Как сообщили на прошлой неделе «Колеса», согласно изменениям в техрегламенте, которые вступили в силу еще 5 января 2014 года, под запрет попали несколько моделей автомобилей, в том числе и очень популярные Daewoo Nexia и Matiz.
Согласно поправкам, автомобиль должен быть укомплектован как минимум одной фронтальной подушкой безопасности, ABS (антиблокировочной тормозной системой), креплениями детских сидений ISOFIX, дневными ходовыми огнями и иммобилайзером.
Daewoo Nexia и Matiz под эти требования не подпадают. Из перечисленного они не имеют ничего.
Представитель Uz Daewoo в Казахстане отметил, что «автомобили Daewoo Nexia и Daewoo Matiz не ввозятся в Казахстан с 5 января 2014 года». «Сегодня реализуются остатки со склада. Тяжело пока понять, будут ли продаваться эти модели далее, но вряд ли завод возьмется доукомплектовывать машины ради техтребований. Скорее мы предложим другие модели – заменой «Нексии» может стать седан Gentra», – продолжил он.
Между тем в 2013 году «Нексия» была одним из бестселлеров рынка, став третьей по популярности среди новых машин, – было продано более 10 тыс. автомобилей.
К слову, нет подушек безопасности и в других популярных в РК машинах, к примеру, во внедорожнике LADA 4×4 и у всех моделей UAZ. Но эти машины собраны на территории Таможенного союза, и для них поправки начнут работать только в следующем году.
В угоду российскому автопрому
Почему именно с начала января 2014 года запретили ввоз в Казахстан машин, собранных в Узбекистане?
Для начала нужно четко определиться с тем, в какой ценовой категории они были конкурентоспособны (10 тыс. проданных в 2013 году машин – это хорошая цифра). Так вот цены на Nexia варьировались от 1,3 млн тенге до 1,7 млн тенге (от $8,4 тыс. до $11 тыс. до девальвации тенге).
Цены на Matiz начинались вообще с $7 тыс.
Так вот автомобили, произведенные на «АвтоВАЗе», имеют цену от 1,6 млн до 2,8 млн тенге (от $10,3 тыс. до $18,1 тыс. в ценах до девальвации тенге).
Значит, цены на узбекские машины были фактически сдерживающим фактором для цен на продукцию «АвтоВАЗа». И как только Nexia и Matiz будут под запретом в Казахстане, цены на продукцию «АвтоВАЗа» никто не будет контролировать. Теперь в скором времени можно ожидать роста цен на «Лады».
Кстати, сразу после введения запрета на ввоз узбекских машин на сайте Uz Daewoo в Казахстане не найти цен на Gentra. Правда, в России эти машины спокойно реализуются. Так вот они там стоят от $11,4 тыс. до $15,5 тыс. в зависимости от комплектации.
Фактически узбекский производитель уходит из самой доступной ценовой категории в другую – поближе к ценам продукции «АвтоВАЗа». Причем сдерживающий цены на продукцию «АвтоВАЗа» фактор – Matiz за $7 тыс. и Nexia за $8,4 тыс. – вообще уходят с рынка.
Получается, что от запрета собранных в Узбекистане машин выиграет «АвтоВАЗ». Он, во-первых, перестанет «играть в дешевые машины», демпинговать на рынке, так как любой демпинг – это финансовые потери. Во-вторых, сможет нарастить долю на казахстанском рынке и прихватить ту ее часть, которую ранее занимали Nexia и Matiz.
Все и так понятно
Как недавно сообщил портал Kapital.kzсо ссылкой на Аuto.lafa.kz, наибольшая доля рынка по итогам 2013 года (37,4%) принадлежит российской «Ладе» с общим количеством продаж 57 тыс. единиц. Казахстан стал экспортным рынком №1 для автомобилей из Тольятти. На второе место забрались узбекские автомобили Daewoo (13,371 тыс. единиц).
А в России у «Лады» достаточно большие проблемы. Так, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России по итогам 2013 года продажи марки составили 456,309 тыс. машин, что на 15% меньше, чем годом ранее.
То есть падение продаж на российском рынке «АвтоВАЗ» сможет компенсировать ростом продаж на казахстанском рынке за счет вытеснения Nexia и Matiz.
Причем условия на российском и казахстанском рынке после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стали существенно различаться.
Так, в России мощным стимулом продаж «Лад» был утилизационный сбор, который платили те, кто ввозил машины из-за границы, и не платил «АвтоВАЗ». После того как Евросоюз подал в суд, в конце 2013 года российские власти были вынуждены распространить утилизационный сбор на всех автопроизводителей, чтобы не противоречить нормам ВТО.
В Казахстане российский автопром еще может работать более-менее спокойно. «Спокойно» – значит через техрегламент, который пишется и утверждается в Москве, регулировать казахстанский рынок, вытесняя с него своих прямых конкурентов. Uz Daewoo – прямой конкурент, тогда как казахстанские автопроизводители, машины которых продаются от $18 тыс., таковыми не являются.
Или ишак умрет…
В принципе, норма, по которой вне закона могут оказаться внедорожники LADA 4×4 и весь модельный ряд UAZ, вступит в силу только через год.
К тому времени усть-каменогорский завод, скорее всего, снимет с производства LADA 4×4, а UAZ или оснастят как минимум одной фронтальной подушкой безопасности, ABS, креплениями детских сидений ISOFIX, дневными ходовыми огнями и иммобилайзером, или перейдут на другие модели, где вышеуказанные функции будут в базовой комплектации.
В том, что «узбеков» убрали под давлением России, свидетельствует и другой факт: Uz Daewoo просто поставили перед фактом и не дали времени для переоснащения машин.
Тогда как LADA 4×4 и весь модельный ряд UAZ имеет время для раздумий.
А в перспективе может подвергнуться давлению корейский Hyundai. Как недавно сообщил наш портал со ссылкой на Аuto.lafa.kz, эта марка поднялась на третью ступень пьедестала (12,25 тыс. единиц) после «Лад», Nexia и Matiz.
Безусловно, Hyundai Accent по цене от 2,4 млн до 2,8 млн тенге представляют реальную угрозу для всего модельного ряда продукции «АвтоВАЗа». Другие модели Hyundai дороже, и потому прямыми конкурентами российского автопроизводителя не являются.
Если со временем россиянам удастся как-то подвинуть Hyundai Accent, то они получат на казахстанском рынке долю, благодаря которой смогут диктовать свои собственные цены.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.