Девальвация приведет к удорожанию и дефициту ГСМ
Девальвация тенге отразится на рынке ГСМ удорожанием или дефицитом бензина в КазахстанеДевальвация тенге отразится на рынке ГСМ удорожанием или дефицитом бензина в Казахстане. Цены на бензин, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудника Института экономики Министерства образования и науки РК, будут увеличиваться в два этапа. Первый раз цены поднимутся после 1 марта на 10-15%. К лету цены суммарно увеличатся на 25%.
До 1 марта 2013 года цены на ГСМ останутся прежними. Так, Узакбай Карабалин, министр нефти и газа РК, на пленарном заседании в мажилисе пообещал, что до первого квартала 2014 года в Казахстане не ожидается роста цен на нефтепродукты. Несмотря на то, что многие подвергают это обещание сомнению, г-н Егоров уверен в обратном.
По состоянию на 12 февраля страна располагает следующими запасами топлива: АИ-92 – 244 тыс. тонн, АИ-80 – 86 тыс. тонн, дизельное топливо – порядка 300 тыс. тонн. По словам министра нефти и газа, этих запасов Казахстану хватит приблизительно на 1,5 месяца – до начала апреля. Дальше Казахстан, по мнению Камиллы Манаковой, аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), столкнется с дефицитом. Причина в том, что значительная часть светлых нефтепродуктов импортируется в Казахстан из России, и при текущих ценах поставщики потеряют стимул продолжать завозить бензин.
По прогнозам АИРИ, АИ-92, самый ходовой тип бензина, подорожает до 140 тенге за литр; АИ-95 и АИ-98 взлетят выше 200 тенге за литр и ниже уже не опустятся. «Мера эта вынужденная», – подчеркнула г-жа Манакова. Дело в том, что, несмотря на наличие трех нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан не в состоянии обеспечить себя бензином собственного производства и должен закупать значительные объемы из России.
Негативным образом на ценовой ситуации, по словам г-жи Манаковой, сказывается и ежегодное уменьшение объемов переработки нефти на казахстанских НПЗ. Причины сокращения всегда разные – то ремонт, то перманентная модернизация, то отсутствие сырья.
Проблема отсутствия сырья на отечественных НПЗ, по информации АИРИ, связана со сложившейся конфигурацией мировых цен на углеводороды, с налогово-таможенным режимом в нефтяной отрасли РК и формируемой на основе нерыночных механизмов стоимости нефтепродуктов внутри страны. Кроме того, обеспечение внутреннего рынка нефтью экономически невыгодно для недропользователей с учетом упущенной ими экспортной маржи. Фискальные меры поддержки, такие как пониженная ставка на налог на добычу ископаемых при поставках на внутренний рынок, действующие пошлина и рентный налог на экспорт сырой нефти, являются недостаточно эффективными. При текущей схеме поставки сырья на отечественные НПЗ, осуществляемой в рамках ежегодных обязательств недропользователей и утверждаемой МНГ РК, стоимость сырой нефти значительно ниже мировых котировок. «По этой причине недропользователи предпочитают продавать нефть за границу, оставляя внутренний рынок без сырья для производства топлива», – говорит г-жа Манакова.
В целом ценообразование топлива в Казахстане – многосоставное явление. Оно образуется за счет следующих факторов: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании – заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Механизм ценообразования ГСМ в Казахстане такой (возможны незначительные отклонения по процентным долям): стоимость сырья (нефть) – 57,7%, процессинг – 14%, акцизы – 1,2%, транспортные расходы – 5%, НДС от оптовой деятельности – 8,7%, НДС от розничной деятельности (АЗС) – 3,3%, корпоративный подоходный налог (КПН) от оптовой деятельности – 0,1%, КПН от розничной деятельности (АЗС) – 1,9%, прибыль от оптовой деятельности – 0,6%, прибыль АЗС – 7,5%.
При существующем механизме ценообразования недропользователи теряют значительные суммы при поставках нефти на внутренний рынок. В частности, при мировой стоимости нефти $100-110 за баррель расчеты нефтетрейдеров говорят о потерях в $140 за тонну, а расчеты АИРИ – о потерях до $200 за тонну. Так, например, в 2013 году стоимость реализации нефти АО «РД КМГ» на внутреннем рынке, по информации АИРИ, составляла 40 тыс. тенге ($263 за тонну, или $35,5 за баррель, при среднем курсе 152 тенге за $1), то есть близко к себестоимости добычи. Среднегодовая рыночная стоимость базового сорта Urals за тот же период составила 118,9 тыс. тенге, или $782 за тонну ($107,88 за баррель). Экспортный нетбэк АО «РД «КазМунайГаз» на условиях DAP нефтеперекачивающей станции им. Касымова при стоимости Brent $100-110 за баррель составляет $379,86-411,87 за тонну при транспортировке через нефтепровод Атырау – Самара, и $420,90-462,95 за тонну при транспортировке через КТК. В итоге финансовые потери компании по нетбэку на каждой тонне поставляемого по дисконту на внутренний рынок сырья могут достигать $157-200.
Как рассказала г-жа Манакова, основной объем поставок на внутренний рынок обеспечивается путем директивного давления на отечественных недропользователей в ущерб их экспортным возможностям. Упущенная экспортная маржа делает обеспечение внутреннего рынка нефтью еще более невыгодным предприятием.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.