Масштабного роста уровня заработных плат не будет
Первая реакция рынка труда после девальвации носит эмоциональный характерПервая реакция рынка труда после девальвации носит эмоциональный характер, которая постепенно трансформируется в определенные стили поведения как со стороны работодателей, так и сотрудников компаний и специалистов, находящихся в поиске работы.
«Что мы видим сейчас: эмоции работников касаются в первую очередь вопросов немедленного повышения уровня заработной платы, в то время как не все работодатели готовы это делать немедленно. Тем не менее крупный бизнес, как международный, так и национальный, во избежание нестабильности и нервозности в рабочих коллективах анонсирует повышение заработных плат», – отметила в интервью «Капитал.kz» Елена Грищук, директор Executive Search агентства Forsage.
О повышении зарплат говорил глава государства Нурсултан Назарбаев. Он попросил крупные предприятия Казахстана рассмотреть вопрос повышения зарплаты сотрудникам, работающим на производстве, на 10%.
«Я обратился к руководителям крупных компаний Казахстана, горнорудного сектора, металлургического комплекса, таким как «АрселорМиттал», «Казахмыс», «Казцинк», ENRC, крупным нефтегазовым компаниям, национальным компаниям и предприятиям рассмотреть в своем бюджете вопрос повышения заработной платы работникам, занятым на соответствующих производствах, также на 10%, – сказал Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 14 февраля. – Надеюсь, другие компании, которые я не назвал, средний бизнес, может, тоже поддержит людей таким же повышением».
Как сообщалось, Нурсултан Назарбаев также поручил госфонду «Самрук-Казына», компаниям, входящим в фонд, обеспечить с 1 апреля 2014 года увеличение заработной платы работникам, непосредственно занятым на производстве, на 10%.
Некоторые компании уже отреагировали на этот посыл. Компании ENRC, АрселорМиттал и «Казахмыс» выполнили просьбу президента. Еще три нефтяные компании, работающие в Казахстане, на днях объявили о планах повысить размер заработной платы своим работникам на 10%. В числе таких компаний – «Саутс Ойл», «Матен петролеум» и «Тенгизшевройл» (ТШО).
«В целом повышение зарплат – логичный и грамотный ход в данной ситуации, поскольку эти предприятия – экспортеры. Во-первых, экономически они могут позволить себе такой шаг довольно безболезненно. Во-вторых, им очень важно нивелировать негативные настроения, возникающие в многотысячных рабочих коллективах. Я полагаю, что постепенная индексация уровня компенсаций ближайшие месяцы возможна и в международных компаниях», – комментирует г-жа Грищук.
Некоторые казахстанские банки тоже готовы поднять своим сотрудникам зарплаты. Как сообщает в своем пресс-релизе Bank RBK, «акционерами принято решение о повышении заработной платы сотрудникам с 1 февраля 2014 года на 10%». Кaspi bank также прибавит к зарплате работников 10% с 1 марта текущего года.
По мнению Елены Грищук, работодатели, чья деятельность большей частью связана с импортом сырья, торговлей и дистрибуцией, оказались в непростой экономической ситуации, и увеличение имеющихся бюджетов на зарплатные и социальные платежи будет для них довольно болезненно. «Это большинство предприятий потребительского сектора, как крупного, но в большей степени среднего и малого бизнеса. Думаю, что у них быстрого перерасчета заработных плат не произойдет. Последнее время казахстанские работодатели считали бюджеты на сотрудников, экономили, поэтому ожидать тотального повышения уровня в данном сегменте в целом по рынку не стоит», – отметила г-жа Грищук.
Глава государства также поручил с 1 апреля 2014 года предусмотреть 10% ежемесячную доплату к окладу гражданских служащих, занятых в госучреждениях и предприятиях. Это в первую очередь работники образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты.
В целом оклад в каждой 16-й вакансии в Казахстане вырос на 20%. Ажиотажа среди долларовых вакансий не наблюдается. Исследовательский центр компании HeadHunter проанализировал 12,5 тыс. актуальных вакансий, размещенных на hh.kz, с целью выяснить, насколько часто казахстанские работодатели указывают зарплатные предложения для кандидатов в долларах. Так, например, почти в половине опубликованных объявлений (46%) обозначены оклады, и в каждой 16-й такой вакансии (в 6,2%) зарплата указана в долларах.
«Большинство работодателей (93%), прописывающих в предложениях о работе суммы окладов, указывают их в национальной валюте – тенге. На текущий момент мы не наблюдаем ажиотажа среди долларовых вакансий – компании не проявили активности по корректировке предложений. Тем не менее на момент публикаций учитывался курс тенге к доллару до 11 февраля текущего года. Что касается зарплатных предложений в другой валюте (евро и рублях), то таковых меньшинство – менее 0,5% вакансий на каждую», – комментирует Асель Беженова, директор по маркетингу и PR компании HeadHunter Казахстан.
Эксперты на рынке труда говорят о том, что позиция компаний будет выжидательная, до тех пор, пока они в состоянии будут находить себе персонал. В то же время рынок труда сейчас такой, что, несмотря на дефицит профессионалов во многих секторах, есть достаточное количество ординарных сотрудников, которые готовы работать в текущем зарплатном коридоре.
Война за таланты и уникальные кадры будет продолжаться, как и ранее. Но массовых перекупок путем кратного увеличения компенсационных пакетов не будет, продолжает г-жа Грищук. «Я бы рекомендовала специалистам адекватно реагировать на вопросы материальной компенсации и соотносить свое текущее положение с реальными возможностями их работодателей. Тем более что кризисные рынки труда Европы и популярной у казахстанских работодателей Украины сейчас таковы, что специалисты оттуда могут оказаться более дешевыми, чем местные профессионалы. А в макроэкономическом плане важно, чтобы зарождающийся тренд местных топов, а не экспатов, в управленческой верхушке предприятий в Казахстане сохранился», – продолжила спикер.
Из негативных и опасных сигналов для работодателей – резкое снижение уровня лояльности персонала, который и так оставлял желать лучшего. Сегодня сотрудники начинают активно «смотреть по сторонам», и есть большая вероятность, что их могут перекупить компании, которые постараются использовать период внутреннего кризиса конкурентов и увести у них лучшие кадры. Поэтому руководство предприятий и HR должны держать руку на пульсе лояльности их коллективов как никогда ранее.
«Кроме того, негативный момент, который обострился после девальвации, – эмиграционный настрой молодых казахстанских специалистов и зрелых профессионалов – поиск возможностей работы за рубежом и переезд в перспективе на ПМЖ в другие страны. Девальвация активизировала такие установки, думаю, это эмоциональная реакция и она должна со временем уйти, но тем не менее», – отметила г-жа Грищук.
В целом по рынку труда Казахстана повышение уровня зарплат будет по итогам 2014 года. Однако ожидать масштабного роста уровня заработных плат на предприятиях коммерческого сектора не стоит. «Неблагодарное дело делать прогнозы, но я ожидаю 15-25% в среднем по рынку – чуть больше, чем прогнозировалось до девальвации большинством аналитиков», – резюмировала Елена Грищук.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.