Еще не предел
11 февраля 2014 года казахстанцам запомнится надолго11 февраля 2014 года казахстанцам запомнится надолго. Нацбанк второй раз за пять лет провел обвальную девальвацию. На этот раз курс доллара к тенге вырос сразу на 19%. В результате резкое ослабление нацвалюты спровоцировало рост цен на продукты питания, технику и авиабилеты.
Во вторник торги иностранной валютой на Казахстанской фондовой бирже (KASE) закрылись на уровне 185,99 тенге за доллар. При этом средневзвешенный курс по итогам состоявшихся 11 февраля торгов составил 163,9 тенге за доллар.
Такого поворота событий мало кто ожидал, ведь еще в январе текущего года аналитики прогнозировали, что в этом году обвальной девальвации тенге не будет. «Мы не ждем одномоментной и сильной девальвации в 2014 году, – обнадежил директор департамента аналитики «Асыл Инвест» Айвар Байкенов. – Наши ожидания по курсу тенге к доллару на этот год не изменились, прогнозируемый коридор – 155-157 тенге».
При этом он предположил, что новое руководство Национального банка «может решить придерживаться более либеральной валютной политики. То есть потенциально курс будет двигаться более свободно».
Более категоричен был глава Нацбанка Кайрат Келимбетов. Практически на каждой встрече с журналистами он заявлял, что девальвации ждать не стоит. «В целом ситуация на финансовом рынке остается стабильной. И на валютном рынке остается стабильной. И можно говорить, что курс тенге стабилен. Он в ноябре 2013 года балансировал между 152,7 и 154,3 тенге за доллар. Это совершенно нормальный коридор, в котором тенге был в режиме управляемого плавания», – заверял главный банкир еще в конце декабря 2013 года.
Но, несмотря на успокоительные заявления главы Нацбанка, тенге продолжал постепенно ослабевать. За год национальная валюта к доллару сдала свои позиции на 2,02%. По данным Нацбанка, если в 2012 году средневзвешенный курс доллара составлял 149,11 тенге, то в 2013 году он достиг планки 152,13 тенге.
Заметно нацвалюта стала терять свои позиции еще с июля прошлого года. Именно тогда слухи о девальвации начали активно разрастаться. И именно в июле Нацбанк РК заявил о планах эмитировать 20-тысячную купюру. Несмотря на то, что данная банкнота, согласно заявлению г-на Келимбетова, была посвящена двадцатилетию введения тенге, опасения населения о предстоящей девальвации сохранялись.
Тенге в новом коридоре
И, как оказалось, они оправдались. 11 февраля в обед Нацбанк сообщил, что он принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, снизить объемы валютных интервенций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса в тенге.
«Новый обменный курс национальной валюты будет находиться на уровне около 185 тенге за доллар. Чтобы не допустить дестабилизации финансового рынка и экономики в целом, Нацбанком будет установлен коридор колебаний курса тенге по отношению к доллару США от нового уровня 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Но долгосрочный тренд обменного курса тенге будет формироваться под влиянием макроэкономических предпосылок», – говорилось в пресс-релизе Нацбанка.
При этом главный банк страны назвал несколько причин, по которым было принято решение резко обесценить тенге: «Первое, это то, что ситуация во всех развивающихся странах, в частности, в странах БРИКС в целом говорит об ослаблении валют этих стран по отношению к доллару. Мы отслеживаем 22 из 24 валют, и в целом мы видели, что все это время были колебания».
В качестве второй причины он назвал сохраняющуюся неопределенность обменного курса российского рубля. «Вы помните, что в 2013 году было ослабление курса на 7%, и в январе была также тенденция к ослаблению», – заметил банкир.
Еще одной причиной девальвации, по его словам, стало состояние платежного баланса. «Несмотря на то, что счет текущих операций остается положительным, в целом наблюдается рост импорта. К тому же были высокие девальвационные ожидания в экономике, и в связи с этим было усиление спекулятивных операций. Нацбанк регулярно вынужден был принимать участие на валютном рынке. Это (девальвация – «Капитал.kz) создаст предпосылки для снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе», – отметил г-н Келимбетов.
Заметим, что уже утром 11 февраля около обменных пунктов можно было наблюдать очереди взволнованных казахстанцев. Разрыв между курсом продажи доллара и курсом покупки достигал 25 тенге. Население активно скупало иностранную валюту, чтобы хоть как-то сохранить свои сбережения в тенге. Некоторые обменники даже закрылись, а Нацбанк пригрозил жестко пресекать спекуляции: «Как всегда, подобную ситуацию используют различного рода спекулянты и мы хотели бы предупредить людей, которые будут злоупотреблять какой-либо информацией об обменном курсе, чтобы население доверяло прежде всего заявлениям Нацбанка РК. В связи с этим мы приняли решение, что во всех обменных пунктах разница между продажей и покупкой доллара не должна превышать 2 тенге. Если обменные пункты будут нарушать это правило, то Нацбанком будут приняты самые жесткие меры – вплоть до отзыва лицензии и прекращения деятельности таких обменных пунктов».
Указание Нацбанка было выполнено сразу после того, как г-н Келимбетов обозначил маржу для обменных пунктов. Но вот будет ли обозначенное требование Нацбанка распространяться на банки, не ясно. Несмотря на то, что обменные пункты выполнили требование г-на Келимбетова по максимальной планке курса доллара в 188 тенге, их маржа оказалась выше уровня небанковских обменников.
Так, 12 февраля разница между курсом продажи и курсом покупки доллара в обменных пунктах некоторых банков достигала 4 тенге, по евро – и вовсе выше 9, хотя по этой валюте Нацбанк установил маржу не более 3 тенге. Причем пока нет ясности, станут ли банки менять свою курсовую политику или нет. Впрочем, не исключено, что регулятор может ужесточить требования и для банковских обменников.
Между тем не только население было шокировано обвалом курса тенге, неожиданной новость стала и для банков. Некоторые из них отключили опцию «Курс валют» и стали пересматривать свою курсовую политику. «За мою карьеру банкира я видел не менее 20 девальваций. При таких ситуациях высок соблазн заработать на страхах и эмоциях людей: в панике люди готовы скупать валюту по спекулятивному курсу, опасаясь, что завтра станет еще выше. Считаю такой способ заработка неприемлемым для банка», – заявил глава «Евразийского банка» Майкл Эгглтон.
Чтобы обезопасить своих клиентов от необдуманных операций, «Евразийский», по словам банкира, на несколько часов приостановил валютные операции. При этом г-н Эгглтон дал оценку по дальнейшему изменению ситуации на валютном рынке: «Сейчас сложно делать прогнозы, могу предположить, что курс доллара на несколько месяцев закрепится на существующей отметке».
Роста цен не избежать
Тем временем на встрече главы государства Нурсултана Назарбаева с премьер-министром Сериком Ахметовым и председателем Нацбанка 12 февраля президент отметил, что «решение о девальвации казахстанской валюты не должно негативным образом касаться простых граждан».
«Теперь особенно важно следить за тем, чтобы искусственно не поднимались цены, пресекать спекуляции в обменных пунктах валюты. Акимы всех уровней должны следить за этим, а соответствующие государственные органы – проводить постоянный мониторинг и принимать самые жесткие меры, вплоть до лишения лицензии в отношении тех, кто спекулирует на сложившейся экономической ситуации», – заявил глава государства.
По его словам, это «сугубо финансовая мера, направленная только на то, чтобы улучшить экономическое положение наших предприятий, на каждом из которых работает по 10-40 тыс. человек». «Наша экономика получит дополнительную прибыль, и в целом это положительно повлияет на ее дальнейший рост. С такой целью и было принято данное решение. Поэтому не надо допускать никакого ажиотажа и реагировать на спекуляции», – заключил президент.
Эксперты также уверены, что девальвация положительно отразится на казахстанских производителях, но только на тех, кто использует местное сырье. Однако даже кондитерские фабрики закупают его за границей.
«У кондитерских фабрик высока зависимость от импортируемого сырья и особую роль при формировании цены играет его стоимость, – подчеркнули в «Баян Сулу». – То сырье, которое использует наша фабрика при производстве кондитерских изделий, практически не производится в Казахстане. Только отдельные ингредиенты приобретаются на внутреннем рынке. Это патока, которая используется для производства карамели, и мука. Другое сырье, например, какао-бобы, орехи, сухое молоко, ароматизаторы, импортируются из других стран. Нашими партнерами в этом направлении являются Россия, страны Европы и Африка».
В свою очередь магазины техники уже в первый день девальвации стали пересматривать стоимость товаров. Например, на сайте Sulpak была размещена информация, что цены, которые были озвучены в рекламных роликах и других медианосителях до 11 февраля, недействительны. При этом некоторые магазины бытовой техники уже повысили цены как минимум на 20-30%.
Подорожают теперь и авиабилеты. Например, «Эйр Астана» сообщила, что в связи с девальвацией с 12 февраля поменяются тарифы на перелет по международным маршрутам.
Не исключено, что пойдут вверх и цены на продовольственные товары, ведь они определяются рынком, а их искусственное сдерживание приведет только к дефициту и падению качества. К тому же ни один предприниматель не захочет работать в убыток.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.