Миллионы долларов – в утиль
С 1 марта Беларусь вслед за Россией вводит утилизационный сбор на вновь выпущенные в обращение транспортные средстваС 1 марта Беларусь вслед за Россией вводит утилизационный сбор на вновь выпущенные в обращение транспортные средства. Соответствующий указ подписал президент Александр Лукашенко.
Эту меру обещали ввести еще с 1 января, однако тогда не случилось: сначала долго ждали, пока аналогичные документы подпишут в Правительстве РФ, а когда в последних числах декабря российская сторона завершила все формальности, у белорусов уже не оставалось времени подготовить свои документы до боя курантов.
По примеру России
Россия, напомним, ввела утильсбор с 1 сентября 2012 года, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин от вступления в ВТО. При этом сначала утилизационным сбором не облагались автомобили, ввезенные с территории Казахстана и Беларуси и имеющие статус товаров Таможенного союза. Фактически освобожден от утильсбора был и российский автопром: производителям требовалось лишь предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем.
Такая дискриминация иностранных поставщиков не устроила Европу, и она пригрозила России судебными разбирательствами в рамках ВТО. Под этим давлением Кремль пообещал с 1 января 2014 года распространить требование об уплате утильсбора и на собственных производителей, а также на транспортные средства, ввозимые из стран – партнеров по Таможенному союзу.
Эффект от такой меры измеряется миллиардами рублей. Если раньше поступления в федеральный бюджет РФ от взимания утильсбора составляли около 54 млрд рублей в год, то после введения механизма всеобщей его уплаты доход федерального бюджета, по расчетам, увеличится до 202,5 млрд рублей.
Раз Россия собирает деньги от ввоза авто с территории стран «тройки», то почему бы Казахстану и Беларуси не ответить взаимностью?
Казахстан от этого шага, однако же, воздержался. Как заявлял в сентябре и.о. председателя комитета промышленности МИНТ РК Ержан Карибаев, в ближайшее время утилизационный сбор нашей стране не грозит. Но это вопрос времени. Лишь только Казахстан вступит в ВТО и, соответственно, вынужден будет снизить импортные пошлины на авто, как утильсбор сразу же станет актуален.
«Так сумма-то небольшая!»
Белорусские ставки утильсбора установлены в российских рублях и полностью соответствуют российским ставкам: 20 тыс. рублей – для легковых автомобилей, 150 тыс. – для легких коммерческих и грузовых. К ним применяются коэффициенты, утвержденные правительством. Так, для физлиц, которые ввозят автомобиль возрастом до трех лет вне зависимости от объема двигателя, установлен коэффициент 0,1, старше трех лет – 0,15.
То есть в первом случае автовладельцу придется заплатить 2 тыс. российских рублей по курсу в национальной белорусской валюте. «Ну, заплатит физлицо один раз, ну так сумма небольшая, не создавайте ненужного накала, не делайте из этого драму», – так прокомментировали нововведение в министерстве промышленности.
А вот юридические лица убедить в том, что суммы копеечные, не удастся. Например, на авто старше трех лет с объемом двигателя от 2 тыс. до 3 тыс. куб. см коэффициент составит 16,12, а утильсбор – соответственно 322. 400 российских рублей, то есть почти $10 тыс. (!) На новые авто с такими же характеристиками утильсбор потянет на 51 200 российских рублей. Эти суммы, конечно же, осядут в розничной цене товара. Недаром автодилеры сразу же заявили, что такое новшество нанесет удар по их бизнесу, а цивилизованный оптовый рынок «бэушек» попросту убьет.
Эксперты уверены: новые правила реализации автомобилей с учетом введения утильсбора не только увеличат различия в условиях ведения бизнеса в Беларуси и России, но и приведут к падению продаж автомобилей официальными дилерами и спровоцируют вывоз физлицами валюты из страны. При этом потери бюджета от введения новых правил могут превысить размер ожидаемых доходов от уплаты утилизационного сбора.
Но главный урон понесет не частный белорусский бизнес, а государственный – автопром. Ведь производимый в стране колесный транспорт – МАЗы, БелАЗы, тягачи МЗКТ, китайские Jeely и т.д. – на российском рынке подорожает на размер утилизационной надбавки, а значит, будет продаваться еще хуже. Собственно, это уже произошло: утильсбор на экспортные поставки белорусской техники в Россию действует с 1 января. Так что у Беларуси не было выбора: вводить сбор или нет.
Минск до последнего пытался отстоять свои интересы в Кремле, настаивая при обсуждении новых правил, чтобы утильсбор уплачивался по стране производства автотехники. Тогда бы утилизационные деньги, полученные от экспорта белорусской техники в Россию, оставались в белорусском бюджете. Однако Москва на это не согласилась и утвердила более логичный вариант: сбор уплачивается по стране назначения автомобиля.
«Если ничего не предпринимать в Беларуси, то потеряем конкурентоспособность на рынке РФ. По всем белорусским предприятиям, которые производят технику, это $350 млн в год», – еще в конце года делился подсчетами первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. По его словам, «для МАЗа, например, это означает потерю конкуренции в 18-20% от нынешней стоимости продукции».
С пользой для бюджета и экологии
Теперь, когда все уже случилось, Минск пытается сохранить лицо: чиновники убеждают, что новый налог не окажет значительного влияния ни на белорусский автопром, ни на дилерский рынок. Аргументы, правда, слабые. В отношении собственной техники это гипотетическая возможность продавать товар не в Россию, а куда-нибудь еще, где сбор платить не надо. Автодилерам же обещают, что они компенсируют потери за счет снижения с 1 марта на 5% импортной таможенной пошлины.
Как Беларусь будет тратить утильсбор, она еще не решила. Если верить официальной формулировке, он установлен «в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья». Поэтому чиновники вынуждены говорить, что деньги пойдут на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов, однако никаких конкретных планов у правительства пока нет.
И еще один нюанс: несмотря на то, что, согласно правилам, сбор уплачивается с каждого автомобиля только один раз – по стране назначения, России и Беларуси не удалось избежать двойного обложения при смене этой самой страны назначения. Другими словами, если белорус купит машину у российского дилера и таким образом оплатит сбор в цене товара, то при ввозе авто в Беларусь ему придется еще раз оплатить утилизационные расходы, правда, уже по ставкам для физлиц. То же самое в случае вывоза в Россию машины, купленной в Беларуси.
Эксперты не тешат себя надеждой на то, что будет придуман механизм освобождения от двойного обложения: например, физлицо платит в Беларуси, подтверждает факт экспорта из РФ, и дилер возвращает ему сумму «уплаченного при покупке» сбора. Это было бы логично, но невыгодно стране первого ввоза: уж слишком разные суммы сбора установлены для юридических и физических лиц. Получается, расходы на утилизацию авто зависят от формы его собственности.
Так бывает, когда заботы о наполнении бюджета пытаются прикрыть заботой об окружающей среде.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.