Ужесточение техосмотра: станут ли безопаснее автомобили?
Ужесточение сроков прохождения технического осмотра направлено на обновление автопарка, однако проблему нужно копать глубже.На прошлой неделе газета «Казахстанская правда» сообщила, что техосмотр в Казахстане будет проходить с измененной периодичностью.
Согласно постановлению правительства, отныне обязательный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в центральном исполнительном органе по безопасности дорожного движения, проводится в ЦТО со следующей периодичностью:
1) каждые 12 месяцев – возраст которых 7 лет и более, включая год выпуска;
2) каждые 24 месяца – возраст которых от 3 до 7 лет, включая год выпуска;
3) каждые 36 месяцев – возраст которых до 3 лет, включая год выпуска.
При этом автобусы, микроавтобусы и такси, а также грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, будут проходить обязательный техосмотр в Казахстане каждые шесть месяцев, независимо от форм собственности и года выпуска. Такие же условия прохождения техосмотра в Казахстане отмечены для автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов.
Кроме того, грузовые автомобили и прицепы к ним обязаны проходить обязательный техосмотр в Казахстане каждые 12 месяцев, независимо от форм собственности и года выпуска.
Ранее также сообщалось, что от техосмотра в Казахстане планируют освободить на четыре года новые автомобили, возраст которых не превышает четырех лет, включая год выпуска.
Автопарк старый, но не в этом дело
В принципе, ужесточение технического осмотра напрямую связывают с изношенностью имеющегося в Казахстане автопарка и с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), произошедших в силу технических причин.
Автопарк на самом деле изношенный.
Об этом еще в декабре 2013 года в интервью еженедельнику «Капитал.kz» рассказал президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. «По возрастному составу автопарк РК в основном состоит из автомобилей, срок службы которых свыше 10 лет, удельный вес автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, составляет 79%. Доля автомобилей со сроком эксплуатации более 3 лет, но не более 7 лет, равна 10%. Количество автомобилей со сроком эксплуатации не более 3 лет составляет 3% от общего количества», – подчеркнул тогда он.
Средний возраст автомобилей в Казахстане – 18 лет. Поэтому, по словам Андрея Лаврентьева, следует предположить, что большая часть авто находится в неудовлетворительном состоянии. Эти автомобили представляют собой реальную экологическую опасность.
Обычно, когда говорят об изношенности автопарка, сразу приводят статистику по ДТП. Так вот в 1991 году в Казахстане зарегистрировано 18,606 тыс. ДТП, в 2000 году – 11,304 тыс., в 2008 году – 13,739 тыс., в 2012 году – 14,168 тыс. Пик аварийности, надо заметить, случился тогда, когда по нашим дорогам в основном разъезжали автомобили еще советского производства. Потом пошел спад, так как автопарк обновлялся за счет массового ввоза иномарок. Следующая волна ДТП пошла с момента начала кризиса, и к 2013 году набрала приличный темп.
Но связывать рост количества ДТП только с техническим состоянием автомобилей все же нельзя, и потому ужесточение технического осмотра не снизит печальную статистику.
Чем больше «Лад», тем чаще техосмотр?
Возможно, ужесточение технического осмотра связано со структурой обновления казахстанского автопарка.
С того самого момента, когда Казахстан вошел в Таможенный союз, структура продаж новых автомобилей существенно изменилась. Так, с 2011 года российский автопром стал занимать в сегменте продаж новых автомобилей все большую долю. В 2012 году, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, автомобиль LADA стал лидером продаж.
По итогам 2013 года наибольшая доля рынка (37,4%) по-прежнему принадлежит российской «Ладе» с общим количеством продаж 57 тыс. единиц. Казахстан стал экспортным рынком №1 для автомобилей из Тольятти. Причем российские автомобили лидируют и в сегменте продаж коммерческой техники.
А так как качество сборки российских автомобилей еще не столь высокое, как у немцев или японцев, казахстанские власти ужесточили сроки прохождения технического осмотра. Вполне логично, если призадуматься.
Но дело не в ужесточении сроков техосмотра
Но, как нам кажется, дело не в том, чтобы постоянно ужесточать сроки технического осмотра. Нужно повышать качество технического осмотра, что, кстати, многое решит.
Можно, к примеру, взять на вооружение мировой опыт.
Так, в Европе полиция не имеет отношения к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.
Надо отметить, что по стоимости техосмотра мы Европу догнали. Так, например, в Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт отводится 10 рабочих дней. Повторное обращение – со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту – так, в Великобритании запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.
Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4 лет. Машины старше четырех, но младше 10 лет проходят техосмотр раз в два года, старше 10 – раз в год. Такой регламент освидетельствования действует с 1996 года и рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение может грозить тюремный срок.
В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40-45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.
В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим – на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему.
Но главное условие в Казахстане еще невыполнимо. А именно жесткий контроль над бизнесом, который занимается ТО, так как уровень коррумпированности чиновников пока зашкаливает. Как только решим проблему коррупции, бизнес перестанет делать на ТО просто деньги.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.