Ограничение экспресс-кредитования не повлияет на автоКАСКО
В 2013 году рынок добровольного автострахования (автоКАСКО) вырос практически в 2 разаВ 2013 году рынок добровольного автострахования (автоКАСКО) вырос практически в 2 раза. Активный рост премий по данному виду страхования был обусловлен значительным спросом на новые авто, а также активным ростом автокредитования. При этом рынок автоКАСКО в 2014 году будет только набирать обороты. В некоторых компаниях доля автотранспорта, взятого в кредит в портфеле премий по автоКАСКО, может достигать 60%, в то же время меры Нацбанка по ограничению экспресс-кредитования не повлияют на приток премий по автоКАСКО.
В 2012 году страховщики привлекли премий по автоКАСКО на 6,7 млрд тенге, в 2013 году объем премий достиг отметки 12,1 млрд тенге. По мнению страховщиков, данная тенденция объясняется увеличением продаж нового автотранспорта, а также ростом объема автокредитов. «По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), объем продаж официальных автодилеров за год увеличился на 69%. Так, если в 2012 году автосалоны продали 98,2 тыс. единиц автотранспорта, то в 2013 году – 165,7 тыс. Преобладающая часть нового автотранспорта была реализована по программам автокредитования. При этом автомобиль выступал в качестве залога, а гарантом сохранности залога является страховой полис», – сообщил заместитель председателя правления СК «Виктория» Сергей Лаврентьев.
В СК «НСК» подчеркнули, что активный рост рынка автоКАСКО был ожидаем. «Один из факторов, который повлиял на данный тренд – эффект низкой базы. В 2010 году основными клиентами страховщиков были компании, которые страховали свой автопарк. Тогда казахстанцы практически не приобретали страховки для автомобилей, исключение составляли владельцы новых авто. Именно 2010 год стал последним, когда действовали низкие таможенные пошлины на подержанный автотранспорт. Весь рынок автоКАСКО в 2010 году оценивался в 3,3 млрд тенге, к 2013 году рынок автострахования увеличился более чем в 3 раза», – аргументировал свою позицию заместитель председателя правления СК «НСК» Александр Тулешов.
Г-н Тулешов подчеркивает, что создание Таможенного союза, введение высоких заградительных таможенных пошлин на подержанный автотранспорт практически закрыли огромный канал поступления подержанного и относительно недорогого автотранспорта. «Одновременно стали открываться автосборочные производства, развиваться программы кредитования. За последние 3 года продажи новых автомобилей, по данным АКАБ, выросли более чем в 7,5 раз. К тому же покупка автоКАСКО стала обязательной при приобретении автотранспорта в кредит через банк», – сообщил страховщик.
Стоимость страховки не изменится
Как считают в СК «НСК», значительных изменений тарифов по автоКАСКО в 2014 году не будет. «Тарифы рыночно обоснованы. Цена страховки автоКАСКО колеблется от 3% до 6% от стоимости автотранспорта и сохраняется в этом коридоре в течение нескольких лет. В СК «НСК» средняя стоимость полиса автоКАСКО в 2013 году составляла 90 тыс. тенге», – уточнил г-н Тулешов. В СК «БТА Страхование» средняя цена автоКАСКО в 2013 году более чем в 2 раза ниже. «Средняя стоимость автоКАСКО в прошлом году составила примерно 40 тыс. тенге, в 2012 году она была выше – 58 тыс. тенге. Основным фактором, который повлиял на удешевление страховки, стало введение продуктов, разработанных для прямых продаж», – отметил главный специалист управления маркетинга СК «БТА Страхование» Алексей Пехеньков.
В СК «Коммеск-Омір» минимальная стоимость страховки по автоКАСКО немного ниже минимальной рыночной цены. «Диапазон цен в нашей компании варьируется от 2,4% до 6% от стоимости автотранспорта. Цена страховки зависит от таких параметров, как стоимость автотранспорта, год выпуска, франшизы», – отметили в компании.
Средняя премия по добровольному автострахованию в СК «Лондон-Алматы» составляет 70 тыс. тенге, на рынке – около 10,5 тыс. тенге. «Такая разница обусловлена большим количеством дорогих автомобилей, застрахованных в СК «Лондон-Алматы». Чем дороже автомобиль, тем выше страховая премия. Учитывая, что мы ожидаем рост автокредитования и автострахования, есть вероятность, что страховщики, аффилированные с банками, не будут снижать премии по автострахованию. Возможно, премии останутся на том же уровне или вырастут на 15-20%», – отметила начальник отдела андеррайтинга «СК «Лондон-Алматы» Раушан Шарипова.
В то же время в СК «Виктория» полагают, что стоимость страховых программ будет снижаться. «Это обусловлено возрастающей конкуренцией на страховом рынке. Но предпочтение клиент будет отдавать более дорогим программам. Раньше страхователь предпочитал более дешевый продукт с выплатой по реально нанесенному ущербу, когда страхование распространялось не на действительную стоимость автотранспорта, а только на стоимость кредита. Теперь преимущество отдается страхованию на полную стоимость с выплатой по восстановительной стоимости с ремонтом на специализированных СТО», – считает г-н Лаврентьев.
При этом средняя страховая сумма, то есть сумма, на которую застрахован автомобиль, по рынку автострахования составляет приблизительно 4,5 млн тенге. «Рост страховой суммы напрямую зависит от стоимости автомобилей. Учитывая, что рынок автострахования в большей степени составляют залоговые автомобили и то, что в 2013 году спросом пользовались больше бюджетные автомобили, в 2014 году возможно снижение страховых сумм», – отметила г-жа Шарипова.
В топ-3 самых зависимых компаний от автоКАСКО в 2013 году вошли СК «Лондон-Алматы», СК «Цесна-Гарант» и СК «Коммеск-Омiр». Доля страховых премий, привлеченных через автоКАСКО, в общем портфеле премий СК «Лондон-Алматы», составила 19,7%, в СК «Цесна-Гарант» – 16,1%, в СК «Коммеск-Омiр» – 10,1%. Четвертую строчку по этому показателю заняла СК «Евразия» – 7,9%, далее следует СК «НСК» – 6,9% и СК «Сентрас Иншуранс» – 6,1%.
Лидером по объему привлеченных премий по автоКАСКО за 2013 года стала СК «Цесна-Гарант» (2,5 млрд тенге), далее следуют СК «Kaspi Страхование» (2,3 млрд тенге) и СК «Евразия» (2,1 млрд тенге). В топ-10 также вошли СК «Лондон-Алматы» (1,1 млрд тенге), СК «НОМАД Иншуранс» (823 млн тенге), СК «НСК» (786 млн тенге), СК «Халык – Казахинстрах» (394 млн тенге), СК «БТА Страхование» (364 млн тенге), СК «Коммеск-Омiр» (300 млн тенге), СК «Cентрас Иншуранс» (276 млн тенге).
Как пояснил г-н Пехеньков, по прогнозам СК «БТА Страхование», при положительной динамике рынка автоКАСКО компания нацелена собрать премии на сумму 450 млн тенге. Компания СК «Коммеск-Омiр» также планирует нарастить обороты по автоКАСКО. «По сравнению с 2012 годом объем премий по данному виду страхования в компании увеличился на 17%. В 2014 году планируем увеличить объем премий по автоКАСКО на 40%», – отметил председатель правления СК «Коммеск-Омір» Олег Ханин.
В СК «Лондон-Алматы» в 2014 году объем премий по автоКАСКО планируется увеличить на 30%.
Меры Нацбанка не ограничат рост рынка автоКАСКО
Как минимум треть портфеля добровольного автострахования было привлечено через кредиты. «В СК «НСК» по итогам 11 месяцев 2013 года доля премий по автоКАСКО, привлеченных через залоговое кредитование, составила 27% от общих премий по этому виду страхования. В 2014 году при текущем темпе прироста премий доля залогового автоКАСКО будет держаться в пределах 25-30%. Но данная тенденция сохранится лишь в том случае, если не будет значительного роста страховых сборов по КАСКО на автотранспорт без залога», – подчеркнул г-н Тулешов.
В СК «Лондон-Алматы», которая является дочерней структурой «БТА Банка», зависимость от кредитования в разы выше. «Доля премий, собранных через автокредитование, в СК «Лондон-Алматы», составляет 60%, по рынку этот показатель немного выше – 70%. Предполагаем, что зависимость страховщиков по автоКАСКО от кредитования будет только увеличиваться. Этому будет способствовать развитие рынка автокредитования и автобизнеса в целом. К тому же количество оформленных автокредитов и суммы займа постоянно увеличиваются», – считает г-жа Шарипова.
Аффилированные с банками страховые компании растут более динамично, чем не связанные. Так, в 2013 году доля премий страховщиков, аффилированных с банками по автоКАСКО, составила 77% от общего объема премий по добровольному автострахованию. «В 2012 году этот показатель был на уровне 65%. Прирост премий по автоКАСКО у банковских страховщиков составил 114%, тогда как у неаффилированных с банками компаний – лишь 20%. Несмотря на то, что все больше водителей приобретают страховку для своего авто, наибольшая часть премий приходится на страхование заемных автомобилей. К тому же, обязывая заемщика покупать страховку, как правило, банк настаивает на заключении договора с определенным страховщиком», – отметил г-н Ханин.
В сентябре 2013 года Национальный банк РК распространил проект регуляторных изменений с целью ограничить рост потребительского кредитования. Главный банк страны заявил о том, что он планирует ужесточить требования по достаточности капитала для банков, активно занимающихся потребительским кредитованием, а также установить ограничение на фондирование депозитами. Тогда в документе было заявлено, что минимальное требование по коэффициенту достаточности капитала k2 повысится на 3 процентных пункта для банков, у которых потребительские займы превышают 35% ссудного портфеля. Беззалоговое кредитование может стать невыгодным еще из-за того, что ранее глава Национального банка РК обозначил еще 3 меры, которые ограничат активный рост таких займов. С 1 февраля 2014 года в каждом банке ежегодный рост беззалоговых кредитов не должен будет превышать 30%. К тому же коэффициент достаточности капитала, взвешенный по степени риска для беззалоговых кредитов, планируется увеличить с 75% до 100%. Это требование к банкам главный банк страны намерен ввести с 1 апреля 2014 года.
Можно было бы предположить, что введение данных ограничений со стороны Национального банка РК может затормозить приток премий по автоКАСКО. Ведь некоторые заемщики могут купить автотранспорт за счет «кредита наличными» и потом купить автоКАСКО.
Но страховщики заверили, что преимущественно автотранспорт оформляется в рамках залогового автокредитования. «Если будет ограничено беззалоговое кредитование, то возрастет залоговое. Не думаю, что компании, аффилированные с банками, значительно потеряют в объемах после введения ограничений. Даже после введения законодательных поправок, когда банк не вправе ограничивать заемщика в выборе страховщика, объем премий у компаний, аффилированных с банками, существенно преобладает по сравнению с небанковскими страховщиками», – отметил г-н Ханин.
Рынок автоКАСКО может вырасти на треть
В СК «Виктория» предположили, что в 2014 году темпы роста премий по КАСКО будут расти теми же темпами, что и в 2013 году. «По данным АКАБ, в этом году официальные автодилеры планируют продать 214-220 тыс. единиц автотранспорта. К тому же типовые программы автокредитования рассчитаны на 3-5 лет. По крайней мере автовладельцы могут продлить свой договор, новые автовладельцы – купить полис автоКАСКО. Таким образом, только за счет притока нового автотранспорта рынок добровольного автострахования должен вырасти на 30-35%», – подчеркнул г-н Лаврентьев.
Страховщики также поделились с деловым еженедельником «Капитал.kz», за счет чего рынок автоКАСКО может развиваться более качественно. «Два основных фактора, которые могут повлиять на данный процесс, – это инновации и автоматизация. Автоматизация казахстанских страховщиков, несмотря на ее присутствие, все еще очень слабая. К примеру, если в Западной Европе на дороге произошло ДТП, то автовладельцы тут же обмениваются номерами полисов, фотографируют на смартфоны ДТП, повреждения автомобилей и отправляют эту информацию в страховую компанию. Затем спутниковая система слежения устанавливает местоположение ДТП, фиксирует его обстоятельства, и участники ДТП с места аварии разъезжаются по сервисным станциям для ремонта. В наших условиях данная технология практически невозможна. Хотя с перспективой внедрения спутниковой системы слежения «ГЛОНАСС» (GPS) внедрение таких технологий вполне реально», – отметил председатель правления «БТА Страхование» Галым Амерходжаев.
К тому же г-н Амерходжаев подчеркнул, что страховые компании РК должны будут под обозначенные технологии подтягивать свой уровень автоматизации. «На первоначальном этапе эти инновации потребуют капитальных вложений. Но впоследствии данные инвестиции вернутся через снижение издержек и наращивание объемов страхования», – подчеркнул страховщик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.