Транзит не озолотит, но казну пополнит

Рост перевозок китайских грузов через территорию Казахстана может стать хорошим источником пополнения государственной казны.

Объем перевозок между Казахстаном и Китаем в 2014 году может составить 21,5 млн тонн. «Ввод в эксплуатацию второго железнодорожного погранперехода между РК и КНР «Алтынколь – Хоргос» позволил довести объем перевозок грузов между странами в 2013 году до 19,4 млн тонн, что на 2,8 млн тонн, или 17%, выше уровня 2012 года (16,6 млн тонн)», – отметил президент АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин.

Ожидается, что в 2014 году показатель перевозок между Казахстаном и Китаем достигнет 21,5 млн тонн, в том числе через станцию «Достык» – 17,5 млн тонн, через станцию «Алтынколь» – 4 млн тонн. К 2020 году в данном направлении планируется перевозить до 38 млн тонн.

Напомним, Казахстан и Китай ввели в эксплуатацию новый железнодорожный переход «Алтынколь – Хоргос» 22 декабря 2012 года. Ранее страны соединял единственный железнодорожный путь через станции «Достык» (РК) и «Алашанькоу» (КНР). С начала его эксплуатации в 1991 году по нему было перевезено более 156 млн тонн груза.

Китай смотрит на Запад

Китайское правительство разработало и в последние годы активно продвигает стратегию «Большого освоения Запада».

В ближайшие два десятилетия форсированное развитие западных регионов будет продолжаться, к 2030 году Китай планирует довести совокупный ВВП своих западных провинций до 18,13 трлн юаней, или по текущему курсу до $2,9 трлн. Чтобы достичь таких показателей, регион должен будет невзирая на кризисы развиваться интенсивнее, чем традиционные районы Китая.

Это демонстрируют последние данные по экономике СУАР. Так, за 2012 год ВВП Синьцзяна составил около $120 млрд, увеличившись на 12% по сравнению с предыдущим годом. В то же время рост ВВП Китая в 2012 году едва достиг 8%, а в первых кварталах вообще был близок к историческому минимуму.

При этом внешнеторговый оборот СУАР превысил $25 млрд с приростом на 12,7%, в итоге темпы роста импорта и экспорта на 4,1 процентного пункта превысили темпы роста всей страны. А ВРП Урумчи за 2012 год, по предварительным подсчетам, преодолел рубеж в $33 млрд при увеличении на 17,3%, при этом прирост внешнеторгового оборота (исключая толлинг) достиг самой высокой отметки за последние 30 лет – 35%.

Такой бурный рост западных регионов безусловно вызовет увеличение китайского экспорта. И потому главная задача Казахстана – сделать все возможное, чтобы основной товарный поток пошел через его территорию.

Власти делают все возможное

В принципе, казахстанское правительство делает все возможное, чтобы транзит пошел через Казахстан.

Для этого наряду с уже введенным в строй железнодорожным переходом достаточно быстрыми темпами строится автомобильный коридор Западная Европа – Западный Китай, совсем скоро введут международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос».

Все это приведет к резкому повышению качества транспортных коммуникаций, связывающих Китай с Европой, странами Центральной Азии, Кавказа через казахстанскую территорию.

Напомним, автомобильная дорога Алматы – Хоргос является частью международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай. Общая протяженность коридора по территории Казахстана составляет 2787 км, 2452 км из которых подлежат реконструкции.

В целом завершение строительства транспортного коридора запланировано на 2015 год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤