В таможенной «тройке», Кыргызстане и Таджикистане появится единая страховка
Международная интеграция важна в любой сфере деятельности, и страховой рынок не является исключениемМеждународная интеграция важна в любой сфере деятельности, и страховой рынок не является исключением. Так, на территории Таможенного союза, Кыргызстана и Таджикистана, по сообщению Евразийского делового совета, может появиться единая страховка. Российская правительственная комиссия одобрила протокол о создании общего страхового рынка в рамках России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Теперь его рассмотрят депутаты Госдумы РФ.
Одобренный российской правительственной комиссией законопроект предлагает ратифицировать протокол о создании общего страхового рынка стран Евразийского экономического сообщества по аналогии с тем, как это происходит в Европе.
К примеру, в настоящее время необходимо покупать для каждой страны отдельную страховку. Российский полис автогражданской ответственности обязан иметь при себе каждый водитель. В Кыргызстане пока нет обязательного автострахования. То же касается и страхования здоровья и юридических сделок. В каждой стране, даже в рамках Таможенного союза, свои правила.
Однако представители рынка видят несколько сложностей, с которыми может столкнуться нововведение. «Сложности, в первую очередь, могут быть связаны с приведением нормативно-правовой базы каждой стороны в соответствие с международными стандартами и международной практикой страхового надзора, а также трактовкой правовых норм, этот процесс может занять несколько лет», – поясняет председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин. Если оглянуться на опыт создания единого страхового рынка европейского сообщества, то начало его создания было положено в 1957 году в Римском договоре, и только в 1994 году единый страховой рынок ЕС начал функционировать. Все это время сопровождалось созданием большого количества страховых директив, касающихся права предоставления страховых услуг в другой стране и регулирования различных видов страхования. Если говорить о странах – членах ЕврАзЭС, то, как было заявлено в протоколе о создании общего страхового рынка государств ЕврАзЭС от 2009 года, создание общего страхового рынка будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий каждой из сторон. Пока данный протокол ратифицировали Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, а Россия одобрила законопроект о ратификации.
Кроме этого, по мнению Зауре Сеитовой, председателя правления АО «Страховая компания «AMANAT INSURANCE», различен уровень развития рынков стран и уровень проникновения страховых услуг в повседневную жизнь граждан.
Также, как подчеркивает эксперт, необходимо будет создавать единый надзорный орган, который будет работать со страховщиками всех стран-участниц, единые правила, требования к капиталу, разрабатывать документы. Кроме того, для регулятора нужно будет создавать единую информационно-статистическую базу.
«Прежде всего, введение единого страхового рынка даст еще большее поле для деятельности казахстанским компаниям в части конкуренции и развития, для них откроется возможность перестрахования рисков у российских перестраховщиков, которая сейчас ограничена требованием наличия у перестраховщика определенного рейтинга», – считает г-н Ханин.
Обмен опытом и знаниями позволит, рассуждает г-жа Сеитова, внедрять новые эффективные технологии, создавать интересные и доступные страховые продукты, что в итоге повысит конкурентоспособность казахстанского страхового рынка.
Тогда как на потребителях введение единого рынка отразится в части более широкого выбора страховых продуктов и услуг, кроме того, решатся проблемы в трансграничном страховании, связанные с разницей тарифов по обязательному автострахованию, отличающихся друг от друга в десятки раз, а также лимитов ответственности при страховом случае.
Как подчеркивалось выше, при въезде в страны ТС нужно приобретать отдельный полис по автострахованию, что не позволяет гражданам комфортно пересекать границы и обременяет потребителя дополнительными расходами. Однако при внедрении единой страховки, по мнению г-жи Сеитовой, в первую очередь должен решиться вопрос по автострахованию, в частности, пересмотр размера страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, въезжающих на территорию РК. Например, премия по казахстанскому законодательству существенно ниже размера премий при въезде на территорию России.
В соответствии с межправительственным соглашением стран ТС создание единого страхового рынка должно вступить в силу в 2019 году. Но эксперты не исключают, что реально он заработает несколько позже.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.