Зачем Казахстану нужны собственные консультанты?
Серик Ахметов поручил Асету Исекешеву подготовить программу по развитию отечественного консалтингаКонсалтинговые услуги – это черная дыра, через которую идет отток капитала из РК, считает Баян Шапагатова, национальный эксперт по корпоративному управлению и управлению рисками, Азиатский банк развития. Как поясняет эксперт, несмотря на то, что Казахстан в последние годы имеет положительное сальдо торгового баланса (например, сальдо торгового баланса за первое полугодие 2013 года составило $17,9 млрд), сальдо баланса услуг не переставало быть отрицательным (так, сальдо услуг текущего счета за первое полугодие 2013 года составило минус $3,3 млрд).
В связи со сложившейся ситуацией недавно премьер-министр Казахстана Серик Ахметов дал поручение Асету Исекешеву подготовить программу по развитию казахстанского консалтинга.
Эксперты отрасли поддерживают инициативу чиновника, однако призывают принимать во внимание и мнение самих игроков рынка. Так, по словам Артыка Кузьмина, директора ТОО «Executive Consulting», для того чтобы развить консалтинговую отрасль и создать в Казахстане сообщество высокопрофессиональных бизнес-консультантов, необходимо соблюсти четыре важных условия. Во-первых, в стране нужен свободный рынок консалтинга: отсутствие регулирования, дискриминирующих механизмов, барьеров входа на рынок в виде сертификаций, членских статусов, списков привилегированных и т.д.
Рынок консалтинга на сегодняшний день достаточно свободный. «В этом направлении делать ничего не нужно. Задача правительства – не поддаться искушению ввести различного рода регулятивные меры», – поясняет г-н Кузьмин. В частности, нежелательно создание барьеров для иностранных консультантов, которые задают высокие стандарты качества и тем самым поднимают планку для развития казахстанского консалтинга со стороны государства. Также нежелательно введение различного рода стандартов, сертификаций, аттестаций. Такого рода механизмы регулирования должны создаваться только сообществами потребителей, которые действуют в интересах потребителей и профессиональными сообществами.
Самый лучший регулятор рынка – это сам рынок, подразумевающий свободный выбор потребителей, клиентский рейтинг и т.д. «Таким образом, главная роль государства в развитии консалтинга – невмешательство в процесс развития в качестве регулятора. А вот участие в государственно-частном партнерстве вполне было бы оправданным», – заметил Артык Кузьмин.
Во-вторых, как отмечает г-н Кузьмин, для нормального развития отрасли необходима прозрачность: свободный доступ к информации обо всех консультантах и компаниях, их услугах, уровне качества, к клиентским рейтингам и оценкам.
Третьим, по мнению эксперта, условием развития рынка консалтинга в РК является наличие школы казахстанского консалтинга: методические разработки, банк казахстанских бизнес-кейсов, преподаватели (казахстанские и иностранные). Эта задача является наиболее сложной. Такая школа может быть создана опытными казахстанскими консультантами-практиками с привлечением лучших иностранных консультантов. И эта задача также должна быть реализована на рыночных принципах. «Профессионал, вставший на путь консалтинга, должен сделать осознанный выбор своей профессии, должен быть готов инвестировать свои собственные ресурсы в свое развитие и, самое главное, должен быть успешным в бизнесе, а, следовательно, финансово независимым. Человек, не достигший успеха в собственной бизнес-карьере, не имеющий финансовых ресурсов, не готовый инвестировать в себя, не может быть бизнес-консультантом», – говорит директор ТОО «Executive Consulting».
В-четвертых, по словам г-на Кузьмина, РК необходимо проводить работу по повышению грамотности потребителей консалтинговых услуг: как оценивать, как выбирать, критерии качества, как защитить себя от недобросовестных консультантов и т.д. Повышение осведомленности бизнес-сообщества должно стать частью различных программ, реализуемых государством через институты поддержки, такие как DAMU, НПП, Союз «Атамекен» и т.д., полагают эксперты. Для этого могут быть использованы филиальные структуры таких институтов поддержки. Например, DAMU имеет центры обслуживания населения в каждом регионе.
В то же время, как поясняет Баян Шапагатова, нужна ответственность как со стороны консалтинговой компании, так и со стороны компании-заказчика за результаты консалтингового проекта. «К сожалению, есть много примеров, когда проекты делаются только для галочки или распила средств, и результаты проектов просто кладутся в стол. Нужна методика оценки эффективности консалтинговых проектов, чтобы результаты от проектов были реальны и ощутимы и повышали стоимость компании-заказчика», – утверждает она. Если компания-заказчик видит реальные результаты, то возникает долговременное сотрудничество, в ходе которого можно вывести компанию-заказчика на новый виток развития, поскольку для качественных изменений необходимо определенное время.
Как и к любому другому вопросу, подмечает г-жа Шапагатова, для развития консалтинга в нашей стране должен быть применен системный подход: нужно четко квалифицировать области консалтинга по видам консалтинга, определить потенциал местных компаний в различных видах консалтинга и, соответственно, разработать различные программы поддержки для разных видов консалтинговых услуг. К примеру, по признанию экспертов, в Казахстане практически отсутствует индивидуальная деятельность по финансовому консультированию. Если вы хотите вложиться в ценные бумаги или другие финансовые инструменты, вы обязательно должны обратиться в брокерскую или инвестиционную компанию, которые согласно своим типовым договорам не несут финансовую ответственность за свои консультации. В это же время во всем мире распространена практика индивидуального финансового консультирования, которое оплачивается только в случае получения определенного уровня доходов в результате консультирования.
Вместе с тем эксперты видят роль государства в развитии консалтинговой отрасли нашей страны как заказчика. «Государство может оказать существенную помощь, разместив в сообществе казахстанских консультантов государственный заказ на решение наиболее частых или характерных для госкомпаний проблем в управлении бизнесом. Это будет способствовать сотрудничеству консультантов и созданию школы казахстанского консалтинга», – говорит г-н Кузьмин.
Такого рода госзаказ – это возможность разработки локализованных консалтинговых технологий и решений, реализации дипломных работ консультантов под руководством гуру консалтинга, возможность для госкомпаний получить консалтинговые услуги по минимальной цене и т.д.
В целом, как отмечают эксперты, на данный момент консалтинговые услуги в Казахстане достаточно востребованы и для этого явления есть ряд объективных причин. «С одной стороны, часть казахстанских компаний вырастает из семейного бизнеса и нуждается в современных прогрессивных управленческих и технических технологиях для дальнейшего качественного и количественного роста, повышения эффективности своей деятельности в целях усиления конкурентоспособности на внутреннем и тем более на внешнем рынке», – поясняет г-жа Шапагатова. С другой стороны, профессиональный уровень менеджмента в казахстанских компаниях и поверхностный уровень применяемых управленческих и технических технологий пока еще достаточно низок. В Казахстане, по мнению аналитика, налицо отсутствие системного подхода как в развитии отраслей народного хозяйства, так и внутри самих компаний. Это демонстрируют фактические показатели эффективности деятельности казахстанских компаний по сравнению с зарубежными аналогами.
В настоящее время консалтинговые услуги пользуются спросом в тех отраслях, которые могут себе их позволить, то есть в первую очередь это сырьевой сектор отечественной экономики. Пользуются большим спросом, как отмечают эксперты, консультационные услуги в высокотехнологических отраслях, в которых эти услуги могут принести большую добавленную стоимость, например, в телекоммуникациях. При профиците государственного бюджета высокий потенциал имеет государственный сектор, который при наличии уже упомянутых причин также заинтересован в консультационных услугах как в способе распила бюджета. Надо отметить, что широко востребованы лицензируемые консультационные услуги, такие как аудиторские, оценочные, услуги финансового консультанта и другие.
Серик Ахметов поставил задачу по замещению импорта консалтинговых услуг. В связи с этим возникает вопрос: а насколько высок потенциал казахстанских консультантов? Готовы ли они предоставлять услуги, отвечающие международным требованиям к качеству? И эксперты дают свою положительную оценку отечественным консультантам. «С каждым годом потенциал казахстанских консультантов растет. На рынок Казахстана выходят компании, созданные бывшими работниками западных консалтинговых компаний, обученных западным управленческим и финансовым технологиям», – поясняет г-жа Шапагатова. Сложнее обстоит дело с техническим и проектным консалтом. Эта сфера еще какое-то время, по утверждению эксперта, будет занята западными и российскими специалистами, пока не вырастут казахстанские профессионалы в рамках реализации программы индустриально-инновационного развития РК.
Вместе с тем в нашей стране уже существует целый ряд инициатив по развитию консалтинговой отрасли. Среди них «Деловая площадка» (смотри «Капитал» от 21 ноября и 28 ноября 2013 года ) – некоммерческое объединение четырех компаний по оказанию поддержки бизнесу, создана для повышения прозрачности рынка и повышения грамотности потребителей консалтинговых услуг. Неделя консалтинга – ежегодное мероприятие выставочного характера, проводится под эгидой BASEBRD. BusinessAdvisoryService (BASEBRD) – программа субсидирования консалтинговых услуг для МСБ и развития консалтинговой отрасли путем обучения консультантов (KeyConsultingSkills). Палата консультантов по менеджменту (CMC) – ассоциация, осуществляющая сертификацию консультантов по международным стандартам (CertifiedManagementConsultant, ICMC). А также консорциум консалтинговых и исследовательских компаний – обмен, продвижение интересов, популяризация консалтинга.
В последние несколько лет в Республике Казахстан численность бизнес-сообществ, бизнес-объединений, бизнес-площадок значительно возросла. У каждого из видов бизнес-объединений свои преимущества, каждое сообщество удовлетворяет определенную потребность.
По информации отдела аналитики казахстанского портала mnenie.kz, на рынке задействованы несколько видов бизнес-объединений: start-up-площадки, молодежные бизнес-сообщества, клубы предпринимателей, online-нетворкинг клубы, offline-бизнес-клубы, узкопрофильные и многопрофильные ассоциации и союзы, государственные организации по развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса, частные бесплатные online-центры поддержки МСБ, деловые площадки для крупного и среднего бизнеса и т.д.
Например, start-up-площадки, как частные при группах компаний, так и при республиканских партиях страны, – это место встречи начинающих предпринимателей с уникальной идеей, сырыми наработками или разработанным проектом, и инвесторов, готовых инвестировать в новинку. Участие в подобных встречах бывает платным и бесплатным в зависимости от сопутствующих услуг для новичков: стартовые пакеты, конкурсы и пр. Здесь можно решить вопрос: с чего и как начинать свой бизнес, чтобы реализовать инновационный проект.
Для молодых предпринимателей, отмечают в mnenie.kz, желающих открыть свой бизнес, пусть даже не столь новаторский, в то же время уникальный, активно развиваются бизнес-сообщества республики и СНГ. Коучинги, материалы, тренинги, связи – все включено. На рынке активно развиваются и offline-бизнес-клубы в помощь предпринимателям в их деятельности и в нахождении новых партнеров по бизнесу. А оnline-networking-клубы сфокусированы на умении налаживать и выстраивать деловые связи. Узкопрофильные ассоциации и союзы ориентированы на развитие компаний конкретного рынка. В этом плане полезность очевидна: и с конкурентами в ладах, и по новостям рынка в курсе, и представительство в отраслевых министерствах, акиматах осуществляется совместно. Целью деятельности многопрофильных ассоциаций и союзов в основном является представление интересов и точек зрения делового сообщества правительству: поддержка постоянного диалога, защита прав и интересов предпринимательства, работа в экспертных советах, участие в разработках госпрограмм, налаживание партнерских отношений с организациями из других стран и т.д. В свою очередь частные бесплатные онлайн-центры поддержки бизнеса предназначены для консолидации усилий МСБ, направленных на улучшение деловой среды, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса.
Госорганизации по развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса желающих открыть свое дело активно обучают базовым знаниям в сфере предпринимательства.
Международные консалтинговые группы тоже принялись организовывать семинары и деловые завтраки, но уже для представителей крупного и среднего бизнеса. Разумеется, с целью помочь участникам привести в порядок или улучшить решения в профильных вопросах консалтинговой группы-организатора. В большинстве своем это бухучет, налоги, аудит, ИТ-решения, юриспруденция.
Крупному и среднему бизнесу, считают аналитики mnenie.kz, адресованы также и деловые площадки, но которые на максимально доступных условиях работают еще и с малым бизнесом. Деловая площадка, как правило, для представителей крупного и среднего бизнеса предоставляет рейтинги, мастер-классы целого ряда бизнес-консультантов, каталог цен на соответствующие услуги, также организовывает платформу для диалога представителей бизнеса и консультантов в сферах консалтинга, сервис-менеджмента и бизнес-тренингов. А собственно самих консультантов бизнеса обеспечивает обучением. Деловые площадки сфокусированы на стратегическом, многослойном развитии бизнеса, бизнес-оптимизации и других ключевых вопросах. Участие в мероприятиях, как правило, бесплатное, в том числе и регулярные групповые мастер-классы, а индивидуальные консультации и тренинги – уже платные.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.