Равенство с уклоном в нефть
В конце прошлой недели Россия и Беларусь договорились о поставках нефти на I квартал 2014 годаВ конце прошлой недели Россия и Беларусь договорились о поставках нефти на I квартал 2014 года. Важную новость из Москвы 13 декабря передал белорусский премьер-министр Михаил Мясникович.
«Сегодня мы договорились, что постараемся в декабре подписать баланс на следующий год, – рассказал он журналистам. – Мы предлагаем 23 млн тонн нефти, российские коллеги, рассчитав возможности, согласились пока на 21 млн тонн. Но мы не закрываем эту тему для переговоров, для того, чтобы сблизить цифры. Мы также договорились сегодня, и это, я думаю, будет закреплено, что в первом квартале будет 5,75 млн тонн нефти, то есть четверть от 23 млн тонн».
Пошлины поперек горла
В этой неопределенности – и по объемам поставок, и по срокам заключения договора – нерв белорусско-российских сырьевых отношений. Каждый год Россия соглашается поставить меньше, чем Беларусь хочет купить, каждый год сроки соглашения откладываются, потом непременно затевается торг, исход которого зависит от многих обстоятельств, экономических и политических. А ведь полная загрузка НПЗ – это одно из главных условий нормального самочувствия белорусской экономики.
В 2013 году, например, Россия так и не подписала годовой баланс, заменив его ежеквартально утверждаемыми графиками поставок. Таким способом в Кремле страховалась от возобновления Беларусью махинаций при экспорте нефтепродуктов.
Речь о так называемом белорусском растворительном бизнесе. В рамках соглашения о создании ЕЭП Россия с 2012 года позволила Беларуси покупать сырую нефть беспошлинно, при этом обязав ее перечислять в российский бюджет 100% пошлин, полученных от продажи нефтепродуктов за пределы Таможенного союза. Чтобы не возвращать эти деньги, Беларусь придумала торговать нефтепродуктами под видом растворителей и разбавителей, экспорт которых возврата пошлины не предполагал. За полгода эксплуатации этой схемы Беларусь, по разным оценкам, «растворила» в российском бюджете от $1,5 до 2 млрд.
Поэтому неудивительно, что, анонсируя соглашение о поставках в I квартале, российский премьер Дмитрий Медведев призвал бить мошенников по рукам. «Важно, чтобы на этом рынке не было злоупотреблений. Всегда есть определенные люди, которые желают заработать дополнительные деньги за счет манипулирования теми или иными правилами. Таким людям нужно бить по рукам, и об этом мы с белорусскими партнерами тоже договорились», – сделал предупреждение г-н Медведев.
Но что бы ни пообещали белорусские чиновники в Москве – сделать оборот нефтепродуктов абсолютно прозрачным, не экспериментировать с растворителями, возвращать часть нефти в Россию в виде бензина – это не подавляет у Минска желания оставлять экспортную пошлину в своем бюджете.
Александр Лукашенко говорит о своих чаяниях открыто. «Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на Запад, $4 млрд. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты», – сокрушался белорусский президент в октябре перед минским заседанием Высшего евразийского экономического совета.
«Интеграционная морковка» отдалилась
Проблема не в том, что Беларусь далеко не Эмираты, а в том, что без этих миллиардов она превращается в Зимбабве. Пока в первой половине 2012 года процветал растворительный бизнес, белорусская статистика демонстрировала небывалое положительное сальдо внешней торговли товарами. Как только Россия прикрыла канал махинаций, сальдо ушло в глубокий минус. В этом году провал только усугубился: минус $4 млрд по итогам 10 месяцев.
Поэтому вопрос пошлин на нефтепродукты для Беларуси принципиальный. Мечтая вслух об Эмиратах, Лукашенко подчеркивал, что Владимир Путин якобы пообещал с 1 января 2014 года эти платежи отменить.
Российский президент, приехав 24 октября в Минск на Совет ЕврАзЭС, обещание повторил, но сроками его не подтвердил. «Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать», – заверил Владимир Путин.
Несмотря на эти слова, с 1 января пойти на жертву Россия оказалась не готова. Это стало окончательно ясно, когда в середине декабря Беларусь и Россия подписали межправительственный протокол «о продлении на 2014 год действия соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Беларуси за пределы Таможенного союза сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти».
Таким образом, «интеграционная морковка» отодвинулась от Беларуси, как минимум, еще на год, до создания Евразийского экономического союза, который, как принято теперь говорить, враз избавит страны «тройки» от «всех изъятий и ограничений».
Объест ли Беларусь Россию?
Впрочем, на деле за снятие ограничений партнерам еще бороться и бороться. Как подтвердили недавно источники «Коммерсанта», при обсуждении проекта соглашения о создании ЕЭС идут серьезные споры о равенстве партнеров в отношениях с Россией.
Если Россию, готовившую основной текст, интересуют главным образом вопросы организационных структур, то Казахстан и особенно Беларусь – свобода торговли внутри союза и традиционно его полномочия в отношении национальных госмонополий. На уровне соглашения предпринимаются попытки ограничить свободу России в определении объема экспортируемых ресурсов монополий: Казахстан и Беларусь при поддержке ЕЭК выступили за создание общих правил регулирования деятельности таких организаций «для обеспечения баланса интересов потребителей» и «гармонизации» соответствующего законодательства членов союза. Основной целью союза Беларусь видит создание общего рынка стран-участниц, который обеспечит свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – по аналогии с Евросоюзом.
«Коль договорились, так давайте создавать реальную единую экономику и снимем эти изъятия. Скажем, захотели казахи прокачивать нефть в Беларусь по общим трубам – одинаковый доступ. Хочет Казахстан поставлять свою продукцию в Беларусь, Европу через железные дороги Казахстана, России, Беларуси – одинаковые условия. А сейчас у нас куча изъятий, вы это прекрасно понимаете», – простыми словами пересказывал свое представление о равенстве Лукашенко, встречаясь накануне саммита ЕврАзЭС с руководителями СМИ стран СНГ.
По его словам, снятие ограничений в рамках Таможенного союза «не смертельно для России». «Да, для России важны нефть, газ, режимы, изъятия. Но чего России бояться Беларуси? Мы что, задавим вас, съедим? У нас 5-7% экономики от российской», – усыплял бдительность россиян белорусский президент.
Он считает, что равные отношения значит «по всем направлениям равные». «Если этого не будет, то центры силы будут над нами довлеть, особенно над Казахстаном. Если мы закроем дорогу по железнодорожному, по трубопроводному транспорту, то Казахстан пойдет в другом направлении», – предупредил Лукашенко.
От изъятий никуда не деться
А то, что равенства с 2015 года не будет, в общем уже ни для кого не секрет. Таможенный кодекс ТС содержит 333 отсылочные нормы, которые регулируются национальными законодательствами трех стран. В целом в нормативной базе ТС и ЕЭП присутствует около 800 таких норм изъятий, ограничений и отсылочных норм. И договориться о снятии всех этих барьеров так быстро не удастся. «Кстати, некоторые изъятия останутся навсегда», – предупреждал еще в октябре вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Нефть и другие сырьевые ресурсы – наиважнейший вопрос, но не единственный. Лукашенко упомянул доступ к железнодорожному и трубопроводному транспорту. А ведь есть еще рынок автомобильных грузоперевозок, доступ на который тоже жестко ограничен разрешительной системой перевозок грузов в/из третьих стран. Особенно страдают от нее белорусские перевозчики, которые хотят доставлять грузы в том числе и по территории России. «Если в нашу сторону едет француз или испанец, то он может загрузиться до Польши, а мы почему-то из Екатеринбурга до Смоленска загрузиться не можем», – сетуют белорусские предприниматели. И так, вероятно, будет еще долго. Россияне свободно пускать конкурентов на свой рынок не намерены.
Есть еще продукция фарминдустрии, медоборудование, алкоголь и сигареты, торговля которыми в ТС ограничена внутренними барьерами. В пределах ЕЭП свободно передвигаются лишь 2/3 номенклатуры товаров и около 1/3 услуг, все остальные находятся в зоне изъятий.
Нюансов, завязанных на интересах разных бизнес-групп, так много, что стороны договорились отойти от фантастической формулы «без изъятий и ограничений», поставив посильную задачу: к марту 2014 года подготовить перечень изъятий, по которым будут введены переходные периоды и сроки, когда эти изъятия перестанут действовать.
Беларусь, понимая, что всего и сразу она не получит, настаивает, чтобы к 1 января 2015 года были ликвидированы ограничения хотя бы в сфере передвижения товаров. Нефть для Беларуси – это товар, имея который, можно какое-то время закрывать глаза на неравенство в сфере услуг и капитала.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.