Сладкий бизнес
После того, как 76% акций кондитерской фабрики «Рахат» приобрела корейская компания LOTTE, рынок кондитерских изделий РК стал едва ли не самым обсуждаемым в бизнес-среде.После того, как 76% акций кондитерской фабрики «Рахат» приобрела корейская компания LOTTE, рынок кондитерских изделий РК стал едва ли не самым обсуждаемым в бизнес-среде. Более того, возможно, уже начинает проявляться тенденция, согласно которой крупнейшие кондитерские компании страны попадают в поле интересов зарубежных компаний. В частности, прошел слух о вероятной покупке АО «Конфеты Караганды». Что интересно, в самой компании это отрицают, а вице-президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Талгатбек Алихан в интервью «Капитал.kz» заявил, что, по его данным, карагандинская компания все-таки продается. Кому именно – пока неизвестно. В силу намечающейся тенденции имеет смысл посмотреть на ситуацию на рынке вообще.
В первую очередь стоит отметить позитивные тенденции. В текущем году спрос на кондитерские изделия увеличился, чему свидетельствует рост этого рынка как такового. В 2013 году этот рост составил 3-4%. По данным вице-президента «Ассоциации кондитеров Казахстана» Талгатбека Алихана, в 2012 году рынок сужался и составлял 300-320 тыс. тонн. При этом более половины рынка занимал импорт.
Также, согласно данным ассоциации, наблюдается существенный рост экспорта – это порядка 8-10%. В основном отечественные кондитерские изделия отправляются в Россию. Но при росте экспорта в Россию существует и рост импорта из соседней страны. Также г-н Алихан отмечает, что рынки сопредельных стран во много раз превосходят рынок внутренний. И доля казахстанских производителей на этих рынках (в основном ТС) по-прежнему очень мала.
Заместитель директора по маркетингу АО «Рахат» Алибек Тажибаев с оптимизмом смотрит на перспективы местных кондитеров. По его мнению, популярность казахстанских компаний на внутреннем рынке можно считать залогом будущих успехов у зарубежных потребителей. На данный же момент, по словам г-на Тажибаева, доля экспорта «Рахата» в страны ТС увеличилась и только на российский рынок составляет около 10%. При этом г-н Тажибаев отметил, что помимо легального экспорта есть и нелегальный, не поддающийся учету. Грубо говоря, это те случаи, когда гости республики берут гостинцы домой, не отмечаясь на таможне.
Есть, впрочем, компании, чья доля экспорта в ТС уменьшилась. Например, по словам Надежды Карась, гендиректора актауской фабрики «Волна», их доля на рынке ТС снизилась по сравнению с прошлым годом и теперь составляет 5%. Однако, отмечает г-жа Карась, этот спад можно считать временным, так как их компания строит новый завод и основные силы компании направлены на модернизацию.
Что касается уже упомянутых «Конфет Караганды», то, по словам Татьяны Осиповой, начальника экспортного отдела компании, их доля экспорта в ТС увеличилась на 10-15%.
«В целом до создания Таможенного союза российские, казахстанские, белорусские и даже украинские кондитерские фабрики работали на беспошлинной основе. Единственным препятствием были достаточно сложные таможенные и сертификационные процедуры. В настоящее время малый бизнес России и Казахстана имеет возможность беспрепятственно торговать кондитерской продукцией обоих государств. И это положительно сказывается на увеличении товарооборота кондитерских изделий. В 2013 году доля экспорта кондитерской продукции из РК составила порядка 12-13% от производства кондитерских изделий в РК», – говорит Талгатбек Алихан.
По мнению г-на Алихана, необходимо работать над созданием новых продуктов, заниматься обучением персонала, и, самое главное, нужны налоговые льготы и субсидии от государства.
Одной из важных тем является тема сырья. Как известно, в конфетах и прочих сладостях полно продуктов, которые приходится закупать за рубежом. В испытательном центре «Конфет Караганды» нам сказали, что компания все закупает внутри страны. Исключение составляют лишь какао и какао-бобы. Эти продукты компания покупает в Кот-д’Ивуаре.
Но не все так просто с сахаром, который многие отечественные кондитеры предпочитают импортировать. Г-н Алихан согласился с этим фактом. Причиной вице-президент Ассоциации кондитеров Казахстана назвал главный двигатель любого нормального бизнеса – конкуренцию.
В этом году АО «Конфеты Караганды» участвует в республиканском конкурсе-выставке «Алтын сапа». «Мероприятия, вроде «Алтын сапа», полезны в первую очередь в качестве рекламной площадки для компаний», – считает Тамара Кошеляева, начальник испытательного центра АО «Конфеты Караганды».
Еще одни кондитеры, регулярно участвующие в «Алтын сапа», – фабрика «Волна» из Актау. Генеральный директор «Волны» Надежда Карась тоже относит премию к имиджевым мероприятиям. Важнее то, что на ее фоне и на фоне разговоров об участии кондитеров в премии заметен высокий уровень производителей конфет, тортов и шоколада.
Для участия в этом мероприятии необходимо иметь сертификаты соответствия. В первую очередь необходимы документы, подтверждающие безопасность продукции. Как известно, именно повышение качества отечественного производства и является целью «Алтын сапа».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.