Погоня за прибылью спасла НПФ
Процесс передачи пенсионных активов и обязательств уже началсяПроцесс передачи пенсионных активов и обязательств уже начался. Но пока ни один из накопительных пенсионных фондов (НПФ) не озвучил, какие функции они будут выполнять в дальнейшем. Так, не исключено, что под новые требования регулятора могут не попасть некоторые фонды. В итоге пенсионный рынок может недосчитаться нескольких игроков.
Пенсионная реформа в Казахстане набирает обороты. В настоящее время в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) переданы пенсионные активы и обязательства трех фондов: НПФ «Республика», ОНПФ «Отан» и НПФ «Капитал». До конца года будут переданы пенсионные активы НПФ «Атамекен». При этом активы таких фондов, как НПФ «Астана», НПФ «Нефтегаз-Дем», НПФ «Грантум», НПФ «УларУмит» и НПФ «Народного банка Казахстана», будут переданы в 2014 году. В то же время ситуация на пенсионном рынке страны может измениться. Так, не исключено, что те фонды, которые захотят работать на рынке в качестве управляющих компаний, могут не реализовать свои планы. Многие НПФ могут не потянуть требования, которые сегодня предъявляются Национальным банком РК.
В конце августа были утверждены «Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами ЕНПФ». Данные правила были утверждены постановлением правления Национального банка РК.
Как следует из этого документа, к участию в тендере по выбору управляющей компании допускаются претенденты, соответствующие определенным требованиям. Так, одним из критериев, который регулятор установил для НПФ, является отсутствие убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. При этом в Правилах уточняется, что, если претендент является участником банковского конгломерата, для оценки соответствия требованию используются данные консолидированной финансовой отчетности родительской организации банковского конгломерата.
По данным годовой отчетности, многие фонды на протяжении двух последних лет приносили прибыль своим акционерам. Так, по итогам 2012 года чистая прибыль НПФ «Грантум» составила свыше 1107 млн тенге, по итогам 2011 года – 214 млн тенге. Для НПФ «Астана» также 2 последние года оказались прибыльными. За 2012 год фонд заработал чистую прибыль в размере 443 млн тенге, за 2011 год – 941 млн тенге. НПФ «Капитал» не стал исключением. Чистая прибыль этого фонда за 2012 год составила 522 млн тенге, за 2011 год – 617 млн тенге. Прибыль НПФ «Народного банка Казахстана» в разы была выше, нежели у других фондов. За 2012 год этот участник рынка заработал свыше 10 млрд тенге.
К слову, в середине сентября 2013 года председатель правления «Банка ЦентрКредит» Владислав Ли заявил, что НПФ «Капитал» планирует остаться на пенсионном рынке и работать в качестве компании по управлению пенсионными активами. В свою очередь глава «Народного банка» Умут Шаяхметова не раз заявляла, что НПФ «Народного банка» обладает необходимыми ресурсами, в том числе специалистами, для того чтобы остаться на рынке.
Но некоторые игроки пенсионного рынка не прошли данный отбор. Например, под прицел может попасть НПФ «УларУмит», который по итогам 2012 года хотя и заработал чистую прибыль 1366 млн тенге, в 2011 году убыток фонда достиг 482 млн тенге. НПФ «Республика» по итогам последних двух лет вышел в убыток. Так, в 2012 году фонд получил чистый убыток в размере 120 млн тенге, в 2011 году – 361 млн тенге.
Выходит, что те фонды, которые, возможно, инвестировали в качество, несли дополнительные расходы, сейчас оказались в проигрышном положении. Принимая во внимание, что некоторые фонды не зарабатывали на пенсионных активах, предпочитая развивать сервис и совершенствовать бизнес, сейчас их, согласно правилам, не пустят на тендер из-за убытков.
Получается, что стратегия тех НПФ, которые гнались за прибылью, была оправданна. Эти фонды и денег заработали, и обеспечили себе хорошее будущее.
Еще одно требование, которое было обозначено в правилах, – наличие у родительской организации управляющей компании и (или) управляющей компании минимального кредитного рейтинга не ниже «B+» по международной шкале агентства Standard&Poor’s либо рейтинга аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств.
Эти критерии отбора также могут не выполнить некоторые фонды. Так, данному требованию по рейтингу соответствовать будут только 2 фонда – НПФ «Народного банка Казахстана» и НПФ «Капитал». При этом им нужно подтянуть определенные показатели. Список фондов, которые могли бы трансформироваться в управляющие компании, расширился, если бы требования по рейтингу смягчили. Например, если бы требования к рейтингу снизили на 2 пункта.
Можно предположить, что требования Национального банка РК вполне оправданны. Но для развития конкуренции желательно, чтобы несколько управляющих компаний работали на рынке.
Некоторые участники финансового рынка все-таки поделились своим мнением относительно инициатив регулятора. Так, председатель правления «Нурбанка» Кантар Орынбаев заявил, что НПФ «Атамекен», который впоследствии планируется трансформировать в управляющую компанию, не соответствует некоторым критериям регулятора. «Требования, которые предъявляются к управляющим компаниям, достаточно жесткие. В частности, существуют определенные требования к акционерам. И уже этот фактор вызывает достаточно много вопросов. Национальный банк РК огласил критерии, но наш НПФ пока не соответствует им. Мы уже направляли в Национальный банк соответствующие письма с просьбой пересмотреть определенные требования», – уточнил г-н Орынбаев.
По его словам, НПФ «Атамекен» предлагал регулятору при формировании списка требований к НПФ учитывать показатели исторической доходности. «Ранее мы предполагали, что активы будут распределены в зависимости от доли на рынке. А после 1-2 лет работы на рынке фонды, показавшие наиболее худшие финансовые результаты, могут уйти с рынка. Также необходимо учитывать и уровень раскрытия фондом информации. Важно, чтобы в Едином пенсионном фонде вкладчики могли иметь доступ к полной инвестиционной структуре фонда», – подчеркнул г-н Орынбаев.
Так, у фондов практически не остается выбора. Но, к примеру, заниматься управлением пенсионными накоплениями, сформированными за счет добровольных взносов, утопическая идея. Согласно данным Национального банка РК на начало ноября 2013 года, доля добровольных пенсионных накоплений не доходит и до 1% от общего объема накоплений.
Работать в качестве управляющих компаний также смогут далеко не все фонды. Остается открытым вопрос: а пойдут ли на это инвесторы, которые изначально заходили на пенсионный рынок для работы в качестве НПФ? Похоже, что некоторым фондам не избежать негативного сценария развития событий. Им придется уйти с рынка. В то же время в начале 2013 года экс-глава Национального банка РК Григорий Марченко несколько обнадежил акционеров НПФ. «Впрочем, те пенсионные фонды, которые будут ликвидированы, уйдут с рынка не с пустыми руками. У них есть возможность продать активы, тем самым вернуть собственный капитал», – считает г-н Марченко.
Акционерам придется самостоятельно искать площадку для продажи своих активов. Так, недавно заместитель председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Елена Бахмутова в проинформировала, что фонд не будет приобретать акции мажоритарных акционеров пенсионных фондов, принадлежащих «Народному банку», «БТА Банку» и «Казкоммерцбанку». Как пояснила г-жа Бахмутова, схема обмена пенсионных фондов на акции банка полностью аннулирована после отказа «Народного банка» покупать «БТА Банк».
Г-жа Бахмутова напомнила, что в начале 2013 года на
основании постановления правительства фонду «Самрук-Казына» было разрешено
приобретение акций фондов НПФ «Улар Умит», НПФ «Грантум» и НПФ «Народного банка
Казахстана» у их мажоритарных акционеров – банков. «Но с самого начала фонд «Самрук-Казына»
говорил, что эта сделка связанная и она может происходить лишь в том случае,
если будет осуществлена продажа «БТА Банка» «Народному банку». Поскольку такой
сделки нет, то, соответственно, и ФНБ «Самрук-Казына» не будет заниматься
несвойственной функцией. И не будет приобретать активы пенсионных фондов», – отметила
тогда Елена Бахмутова.
Между тем аннулирование схемы обмена НПФ на акции банка не окажет никакого
влияния на формирование пенсионных активов ЕНПФ. «Что касается собственных
юридических лиц, которые сегодня называются НПФ, то все собственники-акционеры
будут принимать решения по их дальнейшей судьбе. Так же, как и «БТА Банк», у
которого есть в мажоритарной собственности НПФ «УларУмит»», – добавила г-жа Бахмутова.