Ерлан Бухарбаев: «Кинотеатру остается только 30-40% дохода от проданных билетов»
Когда речь заходит о кинобизнесе, то зачастую подразумевается кинопроизводствоОднако в мире кино как таковом огромную роль играет прокат. Кинотеатры в первую очередь. Сеть кинотеатров Kinoparkхорошо известна казахстанским киноманам. Более того, Kinoparkбыл первым, кто запустил в стране залы Imax и DolbyAtmos. На сегодняшний день сеть кинотеатров Kinopark является самой крупной сетью в Казахстане, занимая 39% рынка основных участников по количеству кинозалов. Количество кинотеатров сети Kinopark за 2012 год составило 32% доли основного рынка кинотеатров.
Чего стоят эти достижения, мы узнали в ходе интервью с Ерланом Бухарбаевым, PR-директором сети Kinopark.
- Kinopark стал первым кинотеатром, установившим зал с системой IMAX. Сейчас, как известно, есть два таких кинозала. В Астане и Алматы. Собираетесь ли вы открывать еще?
– Да, безусловно. Изначально мы подписали контракт с корпорацией IMAX на установку трех систем. И сегодня мы планируем, где будет находиться третья система. Более того, у нас есть договор с компанией IMAX, согласно которому мы должны открыть третий зал IMAX.
- Он будет открыт в Алматы?
- Мы рассматриваем несколько проектов. Возможно, это будет и в регионе. Об этом мы сообщим официально позже. Проект требует не просто больших капиталовложений, здесь присутствуют и технические вопросы, такие как, например, площадь помещения. Зал IMAX – это не просто установка проекторов, экрана и звуковой системы, которые являются очевидным отличием кинотеатра IMAX. Очень важно правильно просчитать и построить геометрию зала, которая относится к форме зала и расположению мест. Большинство кинозалов являются длинными и узкими, чтобы вместить наибольшее количество людей, с экраном впереди на расстоянии. Отличительная форма кинотеатра IMAX создана для размещения зрителей не только ближе к экрану, но и в лучшем положении относительно экрана. В результате появляется изображение более широкое и высокое, чем ваше поле обзора.
- За что вы платите?
- Мы платим за качество, за тот «эффект погружения», который получает зритель во время просмотра фильмов в формате IMAX. Это миллионное оборудование и работа профессиональных инженеров, которые периодически приезжают в целях проведения специальных настроек, обновлений и других технических работ. То есть с финансовой точки зрения это не разовые инвестиции. Ведь компания не стоит на месте, и технически постоянно проходят усовершенствования. Ну и, безусловно, это еще и платежи за использование товарного знака.
- Выходит, это недешевое удовольствие – IMAX…
- Кинорынок сам по себе очень затратный. Кроме инвестиций в такие уникальные проекты, как IMAX, DolbyATMOS, сеть Kinopark отличается тем, что почти в 100% кинозалах установлено цифровое кинооборудование. Прокатная деятельность также подразумевает отчисление 60-70% дохода с фильма прокатчикам, правообладателям картины. Поэтому кинотеатру остается 30-40% дохода от проданных билетов.
- Возвращаясь к теме IMAX. Интересно вот что. Вы вложили туда $1 млн и еще платите им ежемесячно. Окупаются ли эти вложения?
- За короткий срок – нет. Но хочу отметить, что партнерство с такой компанией – это показатель Kinopark как надежного партнера, а также позициирование сети на рынке. Это имидж. Мы могли бы просто закупить дешевое оборудование и стоять на месте. Тогда все было бы на низком уровне. Но когда мы говорим о развитии, это не только развитие бизнеса как сети кинотеатров, но и поднятие уровня самого кинобизнеса, кинорынка Казахстана, уровня кинотеатров как таковых. Возможно, кто-то воспримет кинотеатры как бизнес, который приносит миллионы. Но на самом деле, если взглянуть на финансовую сторону, то ничего практически не остается. В минус мы не уходим, но тем не менее. И мы инвестируем именно в качество. Это, так скажем, «длинный доллар». IMAX в частности.
– Почему IMAXне отбил вложенные средства в короткий срок?
– Помимо прочего это спрос. Фильмы IMAX всегда собирают аншлаги. Но все равно у нас население небольшое. Это, кстати, многим бизнесам мешает в Казахстане. А в Китае, например, студии снимают фильмы сразу в формате IMAX. И по сборам некоторых фильмов Китай даже обгоняет США. Это практикуется и в Индии. В этом году российский режиссер Федор Бондарчук снял первый фильм в формате IMAX– «Cталинград». На сегодняшний день в России 33 кинотеатра IMAX. И в целом заметна тенденция проведения презентаций, премьер фильмов в РФ с приездом голливудских звезд. Пока Казахстану такого большого внимания не оказывают. Потому что, повторяю, рынок у нас не такой крупный.
– Что насчет казахстанских фильмов? Как они прокатываются в кинотеатрах?
– Казахстанские фильмы собирают скудную кассу. Во-первых, это маленькое население. Во-вторых, качество фильмов… Ну, к тому же, вот, посудите сами. Бывает, снимают фильмы с бюджетом в $40 млн. Такое кино соберет от силы $3 млн. Вот если бы снимали фильмы с бюджетом в $300 тыс., то тогда, возможно, казахстанское кино как-то бы и окупалось. Немаловажно, чтобы у фильма была хорошая рекламная кампания, запланированная заблаговременно до релиза фильма. Зачастую получается наоборот – либо нет рекламы, либо она выходит поздно.
– Был ли на вашей памяти казахстанский фильм, который отбил вложенные в него средства вне зависимости от его художественной ценности?
– «Коктейль для звезды» Баян Есентаевой отбил свой бюджет, учитывая его небольшую сумму. В прошлом году «Жаужурек мын бала» собрал хорошую кассу, но, к сожалению, не отбил вложенные в него средства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.