Профсоюзы: перезагрузка
Всего 20 шагов отделяет нас от общества всеобщего трудаФормула успеха социальной модернизации Казахстана была выведена президентом. Всего 20 шагов отделяет нас от общества всеобщего труда.
10 июля 2012 года глава государства обозначил направления, которым профильные министерства должны следовать. Если взяться за изучение вопроса профсоюзов предметно, то президент в своей программной статье отметил отсутствие в действующем законе, принятом в 1993 году, понятия о социальном партнерстве, механизма заключения и исполнения коллективных договоров. Вследствие чего профсоюзные институты страны не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров, сообщает портал по освещению хода реализации стратегии «Казахстан-2050».
По информации пресс-службы Министерства труда и социальной защиты населения РК, анализ деятельности профсоюзов показал наличие проблем в их деятельности.
В частности, это отсутствие единой политики в деятельности профсоюзов, системной работы республиканского объединения с отраслевыми, региональными и локальными профсоюзами, ответственности профсоюзов и их членов за принимаемые решения, единых требований к уставу профессионального союза и четких законодательно обозначенных прав и обязанностей профессиональных союзов.
Учитывая перечисленные проблемы, профильное министерство взялось за редакцию существующего закона. Изменения предусматривают централизацию профсоюзного движения и создание искусственных монополий. По мнению многих экспертов, ведомство придало акцент больше организационным вопросам, нежели качеству и соответствию законодательной нормы с социальными реалиями страны.
Институт общественной политики партии «Нур Отан» и аналитическая группа «КИПР» взялись сообща за разрешение существующих противоречий, собрав вокруг «круглого стола» специалистов области.
Как отметил Акмади Сарбасов, председатель Комитета по контролю и социальной защите профильного ведомства, обсуждаемые поправки будут способствовать модернизации профсоюзного движения.
Однако Мурат Машкенов, генсек Конфедерации труда Казахстана, считает, что создание профсоюзов по производственно-отраслевому принципу ограничит право работников той сферы МСБ, где нет понятия отраслевой основы. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 2,7 млн самозанятых, которые не будут иметь право объединяться в профсоюзы. Кроме того, создание искусственной монополии, по мнению спикера, увеличит уязвимость работников перед работодателем. «Устанавливая количественный фактор создания профессиональных союзов, разработчики создают прецедент доступа узкого круга лиц к контролю организаций, так как заинтересованным лицам будет гораздо проще договориться с малым количеством посредников. Новые меры никак не помогут профсоюзам завоевать доверие своих членов, что напрямую сказывается на эффективности их деятельности», – говорит г-н Машкенов.
Вместе с тем Петр Своик, председатель Алматинской антимонопольной комиссии, излагая свою точку зрения, отметил, что монополизация не так уж страшна, как кажется на первый взгляд. Притом сценарий модернизированной системы может также предполагать существование нескольких профессиональных союзов. В целом эксперт считает, что ограниченное количество партнеров социального диалога является залогом успеха предпринятой министерством инициативы. Сравнивая профсоюзы с парламентами, г-н Своик добавил, что «чрезмерный мультипартизм не приносит должных результатов». Однако остается другой вопрос: возможно ли совместить монополию со свободой выбора членов профсоюза? Ответ эксперта положительный, если разработчики смогут принципиально разделить права и обязанности. «Любой работник не обязан вступать в профсоюз, он должен иметь на это право. Профсоюз любых размеров не обязан выстраиваться в определенную вертикаль, он должен иметь на это право», – поясняет г-н Своик. Тем не менее данная взаимосвязь недостаточно развита в предложенных изменениях. Как, впрочем, и взаимодействие работодателей с профсоюзами, а также тех и других с правительством. Более того, не ясно, какие обязательства возьмут на себя официальные власти в новой схеме. Поэтому, кроме всего прочего, разработчикам следует уделить должное внимание обязанностям государства в пересмотренной системе.
Диаметрально противоположное мнение озвучила Эльвира Пак, руководитель офиса Фонда им. Фридриха Эберта в Алматы. «Я категорически против всякого проявления монополии или олигополии. Рынок должен регулироваться в автономном режиме. Кроме того, не стоит забывать, что трудовые конфликты имманентно присущи в любой стране, даже если она развита и продвинута. Поэтому задача заключается в том, чтобы стороны – профсоюзы и работодатели – могли сесть за стол переговоров и прийти к общему знаменателю», – отмечает спикер. Другой ремаркой г-жи Пак стало предложение сделать доступной внутреннюю финансово-бюджетно-экономическую кухню предприятий для профессиональных союзов. Это фактически в интересах самого работодателя. При таком сценарии государство не должно выступать в качестве контролера. Решение трудовых конфликтов должно оставаться не государственной прерогативой.
По официальным данным, сегодня в стране действуют более 800 профсоюзов, объединяющих более 2,5 млн работников. Эта цифра представляет 30% занятого населения РК. Людмила Белова, председатель совета директоров компании SmartSolutionPersonal, привлекла в свою очередь внимание присутствующих к оставшимся 70% активного населения, не принимающих участия в социальном диалоге вовсе. «В чем же сила поправок к существующему закону? Договорившись с 30%, как же будет выстраиваться взаимодействие с остальными? Кто будет отстаивать интересы большинства?» – задается логичными вопросами г-жа Белова.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.