В РК создается национальная система безопасности полетов
Для обеспечения наибольшей безопасности в сфере гражданской авиации РК введен институт государственных инспекторовДля обеспечения наибольшей безопасности в сфере гражданской авиации РК введен институт государственных инспекторов. Они имеют право в любое время суток осуществлять проверки субъектов гражданской авиации. «Права их широки: они имеют доступ в любые зоны, имеют право выносить предписания, запрашивать любую информацию, касающуюся безопасности полетов, и т.д.», – пояснил Серик Мухтыбаев, заместитель председателя комитета гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций РК. Подобная система распространена во всем мире и представляет собой систему непрерывного контроля.
Осуществлять контроль на авиатранспорте будут 40 профессиональных инспекторов, в компетенцию которых будет входить проверка авиакомпаний, воздушных судов, аэропортов, объектов навигации, учебных центров и уровня квалификации членов экипажа и инженеров.
Главным экспертом – старшим государственным инспектором управления летной эксплуатации назначена Тоты Амирова, действующий пилот с 13-летним стажем, первая в СНГ женщина – командир воздушного судна Вoeing-737, Аirbus-320.
Среди принятых специалистов также опытные пилоты Игорь Петяшин, Сергей Ветрещак, Газиз Шиликбаев и другие, имеющие опыт работы не менее 25-30 лет в отрасли, являющиеся также инспекторами и инструкторами.
Данные нововведения были приняты в свете желания отечественных властей вывести казахстанские авиакомпании из так называемого черного списка Европейского союза. Среди замечаний аудита международной организации гражданской авиации (ИКАО), проведенного в 2009 году, были малочисленность КГА и низкий уровень квалификации специалистов, занимающихся надзором за авиатранспортом. Однако, как подчеркнул г-н Мухтыбаев, основная цель нововведений – создание национальной системы безопасности полетов.
Кроме этого, в текущем году КГА провел специализированную проверку казахстанских авиаперевозчиков совместно с международными экспертами. По результатам этих проверок сертификаты были отозваны у шести авиакомпаний РК.
Так, по данным комитета, у авиакомпаний D.E.T.A. Air, «МЕГА», «Евро-Азия Эйр Интернейшнл», Samal Air, «Азия Континенталь Эйрлайнс», «КазЭйр Вест» отозваны сертификаты на право занятия авиационной деятельностью. Не продлен сертификат авиакомпании «Семейавиа».
У некоторых компаний нет необходимого штата, летных документов, инженерно-технического обеспечения. До устранения замечаний действие сертификатов эксплуатантов было приостановлено у АО «АК «Irtysh-Air» и Jet Airlines.
Также эксперты проверили 163 воздушных судна. По результатам ревизии приостановлена эксплуатация 1 воздушного судна, на 22 самолетах выявлены несоответствия установленным требованиям, которые на сегодняшний день устранены.
Процесс ресертификации авиакомпаний и воздушных судов, выполняющих коммерческие полеты, был начат в марте текущего года совместно со специалистами ИКАО. На сегодняшний день проведена ресертификация 57 организаций гражданской авиации, среди которых 54 авиакомпании и 3 организации по техническому обслуживанию и 163 воздушных судна.
Одним из острых вопросов современной гражданской авиации на постсоветском пространстве, безусловно, являются и пассажиры, находящиеся в сильном алкогольном опьянении. Так, согласно данным «Эйр Астаны», по состоянию на начало октября текущего года за полгода в авиакомпании зарегистрировали 105 случаев деструктивного поведения пассажиров на борту самолетов.
«У нас нет детекторов, которые бы определяли степень алкогольного опьянения. Законодательно мы не имеем права остановить пассажиров. Если мы в исключительных случаях не допускаем на борт пассажира, то, согласно принятым нормам, его останавливаем, после чего с ним работает полиция», – прокомментировала Белла Тормышева, вице-президент по связям с общественностью АО «Эйр Астана».
Между тем, по данным г-на Мухтыбаева, комитет гражданской авиации никаких запретительных мер в связи с этим вводить не планирует.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.