Эксперты спорят о последствиях введения нового закона о запрете иностранных чартеров
Комитет гражданской авиации (КГА) препятствует развитию отечественных авиакомпанийКомитет гражданской авиации (КГА) препятствует развитию отечественных авиакомпаний. С таким заявлением выступила Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА).
Г-жа Шайкенова рассказала, что после того как был принят закон, запрещающий иностранным компаниям осуществлять чартерные рейсы, в республике появились компании, которые хотели заниматься данной деятельностью. И эти новые компании, по заверениям Рашиды Шайкеновой, являются на 100% казахстанскими. Руководитель ассоциации сообщила, что эти компании обращаются в КГА с просьбой для получения разрешения на организацию чартерных рейсов, но получают отказ.
Вновь созданные авиакомпании, по словам главы КТА, нуждаются в поддержке со стороны государства. И здесь речь не идет о выделении государством субсидий для развития бизнеса. «Мы имеем в виду, что государство должно дать начинающим компаниям разрешение на мокрый лизинг», – пояснила г-жа Шайкенова.
Созданные не так давно авиакомпании обращались в КГА с просьбой выдать им разрешение на мокрый лизинг, но комитет не удовлетворил их просьбу. Юрист Ирина Смайлова рассказала, что новыми отечественными авиакомпаниями 8 августа 2013 года были представлены КГА РК все необходимые документы для получения разрешения на мокрый лизинг. И только 31 октября текущего года комитет выдал документ, согласно которому они отказали, ссылаясь на три основных пункта.
Во-первых, как сообщила г-жа Смайлова, КГА мотивировал свой отказ тем, что у компаний нет регистрации соглашения в ИКАУ между компаниями, которая дает и берет воздушный борт в мокрый лизинг. Но, как объяснила Ирина Смайлова, регистрировать подобное соглашение в ИКАУ могут только 2 государства, которые договариваются об осуществлении мокрого лизинга между авиакомпаниями. То есть ни одна компания в мире не может прийти и попросить регистрации соглашения в ИКАУ.
Во-вторых, комитет ссылается на статью 83 b Чикагской конвенции. Эта статья, по словам юриста, как раз говорит о том, что 2 договаривающихся государства могут передавать друг другу эксплуатационный контроль, в том случае если эти государства имеют такое желание. «Но сегодня мы не видим желания со стороны РК», – говорит г-жа Смайлова. А вот правительство Турции, по информации г-жи Смайловой, дало согласие на осуществление мокрого лизинга между казахстанскими и турецкими авиакомпаниями.
«Мы не понимаем, почему вновь созданным авиакомпаниям не разрешают брать в мокрый лизинг самолеты, ссылаясь на новый закон», – говорит г-жа Шайкенова. Мокрый лизинг, по оценке главы КТА, является хорошим инструментом для получения в пользование современного авиапарка. Этот закон, по мнению Рашиды Шайкеновой, не дает новым авиакомпаниям развиваться.
Глава КТА подчеркнула, что ассоциация не выступает против запрета на осуществление чартерных рейсов иностранными компаниями, она лишь пытается защитить новых игроков на ранке гражданской авиации.
Серик Мухтыбаев, заместитель председателя КГА Министерства транспорта и коммуникаций РК, отказ новым авиакомпаниям в мокром лизинге объяснил тем, что для осуществления этого вида лизинга необходимо провести определенные мероприятия, на которые компании не готовы пойти. Самолет должен быть перекрашен в соответствии с корпоративным дизайном авиакомпании. Экипаж должен соответствовать требованиям законодательства РК. Для этого ему нужно пройти процедуру валидации в авиационных властях РК.
Мокрый лизинг – схема, по которой компания предоставляет самолет с экипажем и оказывает техническое обслуживание. «В этом случае авиакомпаниям напрягаться не надо», – считает г-н Мухтыбаев.
Однако существуют международные правила использования мокрого лизинга. Для этого между странами должно быть подписано соглашение о разделении ответственности между авиационными властями. «Так как самолет эксплуатируется на территории другой страны, авиационные власти между собой должны четко разграничить, где у кого какая ответственность, прежде чем приступить к системе лизинга», – разъяснил Серик Мухтыбаев.
С обеспечением безопасности авиаперелетов и ответственностью эксплуатанта также связано правило, по которому самолет должен быть включен в регистр только одного перевозчика. Как справедливо заметил г-н Мухтыбаев, когда самолет эксплуатируется несколькими компаниями, в конечном итоге ответственности никто не несет.
«Сегодня нам предлагают самолеты, зарегистрированные в двух странах», – говорит заместитель председателя КГА. А законодательством нашей страны регистрация самолетов в нескольких авиакомпаниях запрещена.
Но, по словам г-жи Смайловой, запрет на нахождение одного самолета в эксплуатации нескольких компаний, который предусмотрен в законодательстве РК, нарушает международные нормы.
Новая норма в законе, которая накладывает запрет на осуществление чартерных рейсов иностранными компаниями, по мнению руководства КТА, несет в себе угрозу и для туристического бизнеса нашей страны. По оценке г-жи Шайкеновой, количество туристов, выезжающих в осенне-зимний сезон, сократится на 28% из-за нехватки бортов. Как ситуация сложится в летний период, который является пиковым для туристической отрасли, пока говорить рано. Но, по словам г-жи Шайкеновой, надо иметь в виду, что ежегодно в Казахстане происходит прирост туристов на 18-20% в летний период. По мнению главы КТА, отечественные авиакомпании, которые сегодня представлены на рынке, будут неспособны справиться с этими объемами.
Однако представители отечественных авиакомпаний заверили нас в обратном.
Так, Ибрахим Жанлыел, старший вице-президент по маркетингу и продажам авиакомпании «Эйр Астана», рассказал, что в очень короткий период компания увеличила общий объем перевозок на 143%.
В декабре 2012 года компания на 40% увеличила объемы перевозок по наиболее популярному направлению среди казахстанцев – Бангкоку. В этом году компания намерена увеличить объемы перевозок по данному направлению еще на 30%. По направлению «Куала-Лумпур» были увеличены объемы перевозок на 50%. В 2012 году также было добавлено новое направление – Гонконг – с двумя рейсами в неделю. И в текущем году «Эйр Астана» планирует добавить еще одно направление.
Что касается Индии, то по этому направлению авиакомпания увеличила рейсы с 3 до 5 в неделю в прошлом году и в декабре планирует увеличить до 7 рейсов в неделю.
Говоря о направлении «Восточная Азия», г-н Жанлыел сообщил, что компания увеличила количество мест с 2364 в неделю до 5739. Более того, по словам Ибрахима Жанлыела, в новогодний период «Эйр Астана» добавила 2640 мест.
В текущий зимний сезон, по информации Владимира Сытника, вице-президента АО «Авиакомпания «Scat», компания задействовала только 2 воздушных судна. Это произошло потому, что нет необходимых объемов заявок от турфирм, которые позволили бы задействовать большее количество самолетов. Если говорить о летнем сезоне, то из 4 судов компании Scat одно судно было выведено из программы в связи с отсутствием заявок. Для удовлетворения спроса на летний сезон 2014 года компания намерена обзавестись еще 2 самолетами.
Игроки туристического рынка также позитивно смотрят на изменения в законодательстве и уверяют, что их продажи лишь увеличиваются. Талгат Даиров, директор компании «Тезтур Казахстан», рассказал, что если в прошлом году в осенне-зимний период из Алматы в Китай вылетало в месяц 3 рейса, то в этом году количество рейсов увеличилось до 6. Соответственно, объемы перевозок возросли на 50%. Также ситуация обстоит и с рейсами Астана – Китай, они были увеличены на 50%.
По информации Анны Загоруйко, директора туркомпании Kompas, объемы рейсов по направлению Алматы – Гоа в текущем году были увеличены на 40%, что позволило снизить стоимость авиаперелетов по данному маршруту на 30 тыс. тенге. Также в этом году был поставлен рейс Астана – Гоа, которого не было в прошлом году.
Новый
закон поддержал Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков
Казахстана, заявив, что такой закон нужно было ввести давно. Г-н Куропатенко
рассказал, что если бы хотя бы 50% из 2 тыс. чартерных рейсов в год, которые выполнялись
в Казахстане, производились отечественными компаниями, то только по налогам в
казну поступило $60 млн. Но основные средства уходили в Турцию.