Недоинтеграция: зачем сорвали неспелое яблоко?
Именно на недоинтеграцию сослался председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор ХристенкоИменно на недоинтеграцию сослался председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, объясняя причины проблем в рамках Таможенного союза. Необходимо создать единую таможню и единые таможенные посты, чтобы разногласия в рамках Таможенного союза не переросли в нечто большее, чем просто разногласия.
На семинаре в Астане «Место Евразийского экономического союза в структуре мировых интеграционных процессов» председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко объяснил причины проблем внутри Таможенного союза (ТС) недоинтеграцией. «В значительной степени все то, что мы сегодня относим на негативные сюжеты в развитии интеграционных процессов, скажем, такие как часто звучащие или иногда звучащие в прессе сюжеты о расширении каналов для вывоза капитала или расширении серых схем для контрабандных потоков или другие негативные сюжеты, связанные, например, с нефтепродуктами. Так вот, я смею утверждать, что все эти сюжеты – не результат интеграции, а результат недоинтеграции», – сказал он.
«Это результат того, что не удалось в интеграционном процессе пока сделать. И все они относятся к тем секторам изъятий, вертикальным ли, горизонтальным ли, которые были оставлены на будущий период для того, чтобы найти унифицированную единую форму регулирования в этих секторах», – добавил г-н Христенко.
Напомним, что в октябре президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске заявил, что республика сталкивается с проблемами доступа своих товаров на рынок стран Таможенного союза. «Сохраняются трудности в доступе казахстанской продукции на рынке между нами, используются нетарифные технические барьеры, завышены санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации и лицензированию. Например, мясопродукты или молоко из Беларуси. Иногда создаются заведомо непроходимые условия, так как используются нормы, отсутствующие в санитарных сертификатах наших стран. Так, отмечается снижение поставок белорусской продукции и товаров на рынок России так же, как и нашего мяса», – сказал тогда Нурсултан Назарбаев.
Глава государства высказал также мнение, что расширение сферы технического регулирования идет вразрез с заявлениями стран об улучшении условий для ведения бизнеса.
Переток капиталов по серым схемам
По сути, из-за несовершенства нормативной базы ТС созданы благоприятные условия для экономических преступлений, в частности, вывода капиталов.
Так, еще летом текущего года Центробанк России обнародовал данные о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов. Только за 2012 год через фирмы, зарегистрированные в Беларуси, из России вывели $15 млрд, а через фирмы из Казахстана – $10 млрд. По мнению экспертов, ТС стал своего рода большим окном в Европу. Так, выведенные в офшоры $25 млрд, – это 45% общего оттока капитала из страны за минувший год.
Причем схемы используются весьма примитивные. Оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Беларуси или Казахстана, проводится на основании товарно-транспортных накладных. А отследить фактические поставки практически невозможно из-за полного отсутствия таможенного контроля между странами.
Вместе с тем отток капитала из России продолжается: только за 1 полугодие 2013 года выведено более $38 млрд. При этом понять, сколько денег ушло по серым схемам, невозможно.
Не партнеры, а накопители
Впрочем, дело не ограничивается выводом капитала. Внутри ТС бизнес активно уходит от уплаты налогов и пошлин.
Так, в Беларусь беспошлинно ввозится табачное сырье, из которого изготавливаются сигареты, которые, также без пошлин, реализуются в России или контрабандно вывозятся в Евросоюз.
Не остался в стороне и Казахстан.
Когда недавно СМИ сообщили о том, что данные китайской стороны по экспорту в Казахстан сильно разнятся с казахстанскими, мало кто понял, о чем конкретно идет речь. Так вот та часть продукции, которая не указана казахстанской стороной, и есть на самом деле то, что сразу переправляется из Казахстана в Россию.
Значит, Казахстан стал транзитной страной для китайской продукции, стремящейся попасть на российский рынок.
В гонке за интеграцией
По большому счету и Казахстан, и Россия, и Беларусь стали заложниками форсированной интеграции. Политики спешили заключить договоры, тогда как нормативная база не была готова к высоким темпам интеграции.
Получилось, как всегда. Сначала сняли таможенные посты между странами и только потом стали лихорадочно готовить нормативную базу.
Пока стороны не один раз обсуждали теоретическую возможность создания единой электронной базы данных о движении товаров на территорию и с территории ТС, товарные потоки уже пошли. Пока стороны спорили о том, какие нормативные акты должны быть в приоритете – в рамках ТС или национальные – контрабанда пошла из всех щелей.
И, кстати, стороны не успели договориться по основному вопросу – единой таможне. Формы ее обсуждали долго, но так и не создали эту самую единую таможню с пунктами по периметру границ ТС, где работали бы и россияне, и казахстанцы, и белорусы. Получилось, что на белорусской границе осталась белорусская таможня, на казахстанской – казахстанская.
Принимая во внимание все указанные проблемы, стоит согласиться с Виктором Христенко, назвавшим проблемы в рамках ТС недоинтеграцией. И уже сейчас начать создание единой электронной базы данных о движении товаров на территорию и с территории ТС, единой таможни и единого таможенного органа. В противном случае недоразумения между членами ТС могут перерасти в нечто большее.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.