Таможня не дает добро?
На границе с Китаем усилен контроль над грузамиНедобросовестные перевозчики товаров заняли выжидательную позицию на границе с Китаем. На таможне «Калжат» с казахстанской стороны почти не наблюдается грузовых машин, в то время как на китайской стороне их скопилось немало. Как отмечают сами таможенники, недобросовестные участники всеми способами хотят избежать проверок или оттянуть время.
«В таких случаях, когда скапливаются машины на китайской стороне и когда базар испытывает дефицит товаров, говорят о том, что именно казахстанская таможня держит товары. Это не так. На нашей стороне нет скопления грузовиков», – говорит Игорь Тен, заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК. Ежедневно через таможенный пост «Калжат» проходят до 30-40 автомашин, после чего они в течение суток проходят таможенную очистку на посту «Алатау-ЦТО». Из Китая везут одежду, обувь, постельное белье, технику.
При этом поток импортируемых из Китая грузовых машин и товаров снизился. Такая ситуация сложилась в первую очередь из-за неприятия акции, которую казахстанская таможня объявила неделю назад. Оперативно-профилактические мероприятия под названием «Бекет» прежде всего направлены на усиление таможенного контроля и противодействие контрабанде. «С самого начала мы встретили неприятие этой акции со стороны перевозчиков, которые доставляют груз из Китая. Снизилось количество товаров, которые заявляются к выпуску для внутреннего потребления на «Алатау-ЦТО», – комментирует г-н Тен.
С недавнего времени таможенники разделили перевозчиков на добросовестных и недобросовестных. На сегодняшний день осуществляется выборочный контроль грузов из Китая. Определяются группы товаров: те, которые тщательно досматриваются, другие, которые подвергаются более редкому контролю, и третьи, которые не подвергаются таможенному контролю, если платежи по товарам составляют более 10 млн тенге с одной машины.
«Некоторые недобросовестные перевозчики не хотят подавать документы и проходить таможенную отчистку. Они знают, что там недостоверно заявленные грузы. Пытаются всевозможными способами уйти от уплаты таможенных платежей», – говорит Александр Волков, исполняющий обязанности начальника ДТК по Алматинской области.
Только за 2012 год платежи с китайских товаров, которые ввозятся на территорию ТС, увеличились более чем в 2 раза. «Мы понимаем, что тот выборочный контроль, который был, нужно сегодня усиливать. Мы ужесточаем формы таможенного контроля», – уточнил г-н Волков.
Участники внешнеэкономической деятельности и перевозчики грузов, переправляя контрабандный товар через границу, с каждым годом меняют схемы. Для этого они подделывают или подменяют документы. Еще одной схемой является использование товаров прикрытия – под видом неналогоемких товаров перемещаются налогоемкие (которые облагаются большой пошлиной).
Главным образом все способы основаны на недостоверном декларировании. «Черных» схем, которые применялись контрабандистами раньше, сейчас практически нет. В прошлом товар исчезал, либо его не могли найти и он никак не декларировался. Сегодня существуют так называемые «серые» схемы. На первый взгляд кажется, что это легальная сделка или поставка, но зачастую при этом используются или товар-прикрытие, или поддельные документы.
Так, в ходе одной из операций были пресечены большие контрабандные потоки, которые ввозились экономическими операторами из Китая на территорию Таможенного союза. Были выявлены подделки документов, вследствие чего государство недополучило порядка 202 млн тенге.
Чуть ранее компания «Крепеж KZ LTD» также подделывала документы и ввозила грузы для того, чтобы избежать другие формы таможенного контроля. Уголовное дело было возбуждено в отношении сотрудников таможни, которые участвовали в криминальной схеме.
Еще пример. Машина компании «Магнитем» также была задержана на таможне, грузы были завезены на сумму 2,5 млн тенге. При досмотре было выявлено, что вместо заявленных лампочек и запчастей для сотовых телефонов и других аксессуаров в грузовой машине находились товары народного потребления и одежда. Приблизительные подсчеты говорят о том, что платежи должны были быть уплачены на сумму не менее 20 млн 700 тыс. тенге.
Одним из главных приоритетов развития таможни на сегодня является борьба с коррупцией. Так, по итогам 10 месяцев текущего года в отношении должностных лиц ДТК возбуждено 8 уголовных дел, из них 4 уголовных дела возбуждено собственными силами и еще 4 – другими правоохранительными органами.
В отношении сотрудников ДТК провели 18 служебных расследований, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 43 должностных лица. Уволено по отрицательным мотивам по ДТК всего 11 сотрудников, из них за совершение коррупционных правонарушений – 8. Чтобы не допустить таких фактов правонарушения, правоохранительные органы проводят специальные мероприятия, которые направлены на устранение подобных недостатков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.