Китайская экономика может погубить банки РК
Западные производители все чаще переносят производство из КитаяЗападные производители все чаще переносят производство из Китая во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Пакистан и Индонезию или же возвращают его поближе к дому.
Проведенный в сентябре 2013 года консалтинговой компанией BCG опрос руководителей американских компаний, ранее перенесших производство в Китай, показал, что каждая пятая компания либо уже возвращает производство в США, либо планирует это сделать в течение двух лет. Еще 33% сказали, что рассматривают такой вариант или собираются рассмотреть.
Перенос производства из Китая Эрик Найман, управляющий партнер компании Capital Times, связывает с резким ростом стоимости рабочей силы в КНР. По словам г-на Наймана, на многих производствах она оказалась уже выше не только своих соседей, но и ряда восточноевропейских стран. А так как именно стоимость рабочей силы была главной движущей силой перемещения производств в Азию, то сейчас компании переносят их в другие, обладающие все еще дешевой рабочей силой страны.
Перенос производств из Китая, по мнению Степана Демуры, партнера компании True Traders, приведет в конечном итоге к обрушению банковской системы Казахстана. Эксперт рассказал, что китайское руководство ввиду вывода крупных производств из страны раздуло очередной пузырь на рынке недвижимости для поддержания экономики. Цены на недвижимость в Китае, по информации г-на Демуры, растут по 15-20% из года в год. А это значит, что около 20-25% ВВП Китая завязано на недвижимости. Соответственно, китайский ВВП, по словам г-на Демуры, может с легкостью сократиться на 10-15%, что повлечет за собой понижение спроса на нефть. В этом случае нефть, по оценкам эксперта, будет стоить около $40-50 за баррель. «В результате перекредитованная банковская система Казахстана попросту рухнет», – считает Степан Демура.
Казахстан может потерять большой рынок сбыта сырья, которое добывается в стране. Так, перенос производств из Китая, по словам Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ», осуществляется в такие страны, которые находятся дальше от Казахстана, и вряд ли компании республики смогут стать поставщиками сырья для них. Вместе с тем, если сейчас компании РК поставляют сырье в КНР для производств, не исключено, что некоторые из них могут перестать это делать. Причиной, по мнению г-на Сороко, послужит то, что доставка сырья из Казахстана на новые заводы может оказаться значительно дороже.
Но в то же время Антон Сороко уверен, что влияние этих изменений на Казахстан будет минимальным или его не будет вовсе. Более того, Джон Харди, директор отдела валютных стратегий Saxo Bank, считает, что для роста мировой экономики это явление относительно нейтрально, и если общее развитие продолжается, то оно положительно.
Основные риски в этом случае, по мнению г-на Харди, несет непосредственно сам Китай, так как велика вероятность того, что КНР не сможет продолжить диверсификацию своей экономики. Но, с другой стороны, если Китай сумеет успешно перейти от менее интенсивного роста инвестиций к более интенсивному потребительскому росту, то он, по оценке г-на Харди, сможет стать привлекательным сильным рынком для товаров, которые теперь производятся в других странах.
Что же касается рисков для Казахстана, то они, по мнению Михаила Хазина, президента компании экспертного консультирования «НЕОКОН», относятся лишь к сырьевому экспорту, да и то незначительно. Свою точку зрения г-н Хазин объяснил тем, что цены на нефть биржевые, а газ в Китай Казахстан не поставляет. Большее влияние перенос производств из Китая, по словам г-на Хазина, может оказать на рынок угля и металлов.
Однако г-н Сороко настаивает на том, что на рынках сырья эти переносы никак не скажутся. «Производить товары все равно надо, а для этого требуется сырье», – заметил он. Единственные изменения, по словам г-на Сороко, могут заключаться в том, что частично будут переориентированы грузопотоки сырья. То есть, если раньше они направлялись в Китай, то сейчас они пойдут в страны Азии.
Цены на энергоносители, по оценке г-на Харди, должны оставаться относительно высокими в ближайшие годы, они не особенно зависят от промышленного спроса, привязанного к глобальным производственным мощностям. Большая часть нефти в конечном счете потребляется транспортировкой.
Кроме того, у Казахстана, как заметил директор отдела валютных стратегий Saxo Bank, есть и другие очень интересные продукты, спрос на которые будет долгосрочным и высоким. Такими видами сырья являются уран для атомных электростанций и фосфат – один из важнейших минералов, используемых в производстве удобрений.
Значение Китая для сырьевых рынков, по мнению г-на Харди, не в полной мере связано с перемещением производства в другие страны. Китай, по словам директора отдела валютных стратегий Saxo Bank, был огромной движущей силой мирового спроса на сырье на протяжении последнего десятилетия не только из-за развития производственных мощностей, но и потому, что были вложены значительные средства в строительство огромной инфраструктуры – от городов и зданий до железных дорог и электростанций.
Основным последствием для экономики Казахстана вследствие переноса производств из Китая, по мнению г-на Наймана, может быть повышение цен на товары потребительского сектора.
Действительно, по информации Олжаса Худайбергенова, директора Центра макроэкономических исследований, из-за удорожания рабочей силы китайские товары становятся дороже. Но это никак не влияет на импорт из Поднебесной. «За первые 8 месяцев текущего года мы ввезли из Китая товаров на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: рост импорта из России составил 5%», – сообщил он. Доля Китая в общем объеме импорта в Казахстан, по информации г-на Худайбергенова, достигает 27,8%, тогда как в прошлом году этот показатель составил 25,4%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.