РК повысит акциз на алкоголь
Государство развернуло активную деятельность по борьбе с теневым оборотом в различных секторах.Алкогольный рынок тому не исключение. Помимо определенного экономического интереса в данном вопросе остро стоит и другой ключевой фактор – здоровье нации.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления крепких алкогольных напитков в Казахстане возрос. Однако глава Минфина Болат Жамишев выразил свои сомнения по поводу методики расчета данных. Как сообщает КазТАГ, министерство направило запрос по этому поводу в ВОЗ.
Вместе с тем, по данным, озвученным Ануаром Джумадильдаевым, председателем налогового комитета Министерства финансов РК, на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, за истекшие девять месяцев текущего года в Казахстане было выявлено 891,1 тыс. бутылок нелегальной алкогольной продукции на общую сумму 300 млн тенге. А в сфере оборота алкогольной продукции за этот период было выписано штрафов на сумму 38 млн тенге, аннулировано 6 лицензий, приостановлено 5. В целом поступления акцизов на алкогольную продукцию в общей доле доходов страны составляют 1%.
Ранее председатель финансовой полиции Рашид Тусупбеков сообщал, что выявляемость преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции возросла в 2 раза. Отмечается, что благодаря проведенной работе рост акцизных платежей в бюджет за реализацию водочной продукции составил 25%. А объемы учтенной алкогольной продукции возросли на 7%.
В свою очередь Амиржан Калиев, директор ассоциации «Казалко», также отмечает положительные тенденции. «Лет 10-12 назад объем теневого рынка алкоголя был в пределах 60%. Сегодня он не превышает 25-30%. Это достигнуто путем ужесточения законодательной базы», – поясняет спикер. Так, во всех предприятиях по производству этилового спирта и водочной продукции установлены контрольные приборы учета, которые передают уполномоченному органу в режиме реального времени данные об объеме производства готовой продукции. Вот уже третий год успешно функционирует система электронных сопроводительных накладных, позволяющая контролировать движение алкогольной продукции от производителя до розницы. Можно смело сказать, что в Казахстане сегодня установлен вполне управляемый цивилизованный алкогольный рынок.
Кроме того, согласно поручению главы государства, в данное время готовится еще один законопроект по внесению изменений и дополнений в действующий закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Как отмечает г-н Калиев, «самое главное во всем этом соблюсти баланс интересов государства, бизнеса и потребителей алкогольной продукции».
В целях снижения потребления казахстанцами алкогольных напитков работа ведется в нескольких направлениях: это повышение цен на крепкие алкогольные напитки, ограничение мест и времени продаж. Безусловно, это отразится на объемах продаж и может в определенной степени привести к снижению потребления.
Следует отметить, что акциз на водку и ликеро-водочную продукцию на следующий год повысится в два раза, а к 2016 году – в три раза по сравнению к нынешним ставкам.
Двукратное повышение акциза поднимет минимальную розничную цену водки на 50%. Если сегодня минимальная цена 0,5 литра водки составляет 320 тенге, то в следующем году она возрастет до 500 тенге. По мнению руководства «Казалко», цена приемлема для основного слоя населения по доходам и отрицательных последствий для рынка иметь не будет.
Кроме того, для сокращения торговых точек законопроектом предусматривается введение ежегодного лицензионного сбора за право заниматься реализацией алкогольной продукции. Также в целях ограничения доступа увеличивается время ночного запрета реализации: с 21 часа вечера до 12 часов дня без разделения на будние и выходные дни. Более того, вводится запрет на реализацию алкогольной продукции на автозаправочных станциях.
Как отмечает Амиржан Калиев, организация поддержала новые требования законопроекта совместно с рабочей группой министерства финансов. Тем не менее «Казалко» сформулировала свои замечания относительно других пунктов, таких как, к примеру, требование минимального использования производственной мощности.
«Нигде в мире, да и в других отраслях отечественной промышленности, нет обязательной законодательно установленной минимальной нормы деятельности бизнеса в зависимости от производственной мощности технологического оборудования с угрозой отзыва лицензии при неисполнении. Это противоречит основному закону рынка: спрос рождает предложение», – говорит спикер. Более того, в условиях рынка рентабельность предприятия определяет не объем производства, а объем реализованной продукции.
Если 10 лет назад было 52 предприятия, производящих этиловый спирт и водочную продукцию, то сегодня их число сократилось до 39. А из них функционируют лишь 25-26.
Вместе с тем ежегодно растет импорт водочной продукции из стран – членов Таможенного союза. За последние 5 лет импорт водки преимущественно из России возрос в 5 раз, а ликеро-водочной продукции – в 10 раз. Российско-белорусским производителям водки стало выгодно завозить свою продукцию в Казахстан, поскольку в 4 раза меньше, чем у себя, нужно платить акциз и на треть меньше НДС. При такой ситуации повышение акциза в Казахстане является оправданной и эффективной мерой.
В условиях Таможенного союза для выпуска конкурентоспособной продукции требуется глубокая специализация по выпускам отдельно водки, водок особых, ликеро-водочной продукции разной крепости, коньяков, вин, сувенирной продукции, что предполагает наличие у предприятия нескольких линий розлива передовой инновационной технологии, поясняет Амиржан Калиев. «В случае введения нормы о минимальном использовании производственной мощности мы заставим предприятия отказаться от современных высокотехнологических линий, идти вместо прогресса в регресс – приобретать маломощное низкокачественное оборудование», – добавляет г-н Калиев.
В качестве частного примера: компания «Х» на одной из своих линий выпускает продукцию эконом-класса с загруженностью 70% и имеет рентабельность 10%. А на второй линии выпускает продукцию премиум-сегмента на экспорт с загруженностью линии 20% с рентабельностью почти 100%. Данный пример показывает, что и при минимальной загрузке можно иметь высокую рентабельность. Тем не менее, согласно новому требованию, ту линию, которая выпускает продукцию на экспорт, следует закрыть в ущерб экспортоориентированности продукции.
У игроков отечественного алкогольного рынка складывается впечатление, что разработчики законопроекта вводят нормы, усиливающие государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, которые по большому счету не решат вопроса борьбы с теневой экономикой, а лягут дополнительным грузом на плечи предпринимателя.
К слову, на данный момент в России также ожидаются значительные корректировки акцизов. Более того, локальные СМИ говорят о намерениях правительства ввести запрет на ввоз на территорию РФ алкогольной продукции из стран ТС. По сообщению информационного агентства «Росбалт», Дмитрий Медведев поручил «Росалкогольрегулированию» и министерству экономического развития разработать законодательно ограничения на ввоз физическими лицами на территорию России из Казахстана и Беларуси алкоголя.
«Производители алкогольной продукции такие же граждане, как и другие, мы не сторонники спаивания населения, не агитируем и не рекламируем алкогольную продукцию. Наблюдаем в последнее время тенденцию снижения потребления крепких алкогольных напитков в пользу слабоалкогольных. И, соответственно, рынок крепкого алкоголя сокращается», – отметил г-н Калиев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.