Денежная прививка от вируса коррупции

Повышение заработной платы госслужащим корпуса «А» крайне скептически воспринимается общественностью

Повышение заработной платы госслужащим корпуса «А» крайне скептически воспринимается общественностью, считает Динара Нурушева, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры. Эта инициатива должна заставить задуматься многих о необходимости более критично и требовательно относиться к деятельности госслужащих корпуса «А». «Повышение зарплаты указывает на возложенную на них надежду и, самое главное, ответственность», – отмечает г-жа Нурушева.

К аналогичному мнению склоняется политолог Максим Казначеев. По его словам, повышение зарплаты следует расценивать как своеобразный аванс госслужащим. Органы власти рассматривают данную инициативу как гарантию того, что среднее звено чиновников не будет участвовать в различных коррупционных схемах. «Однако, вероятнее всего, что аванс так и останется авансом. Ведь прибыль от участия в тех или иных коррупционных сделках значительно выше той, что слуга народа будет получать ежемесячно. Образно говоря, повысится лишь цена вопроса участия чиновника в махинациях», – говорит эксперт. Чиновникам корпуса «А» будет попросту невыгодно участвовать в мелких коррупционных правонарушениях.

Мировой опыт показывает, что единственный способ сокращения масштабов коррупции – это ограничение количества контролирующих и надзорных функций, закрепленных за государственными структурами, и повышение прозрачности их работы, поясняет г-н Казначеев.

Вместе с тем, по мнениюполитолога Талгата Мамырайымова, разговоры о необходимости усилить борьбу с коррупцией не беспочвенны. В настоящее время авторитет власти очень низок среди казахстанцев. Согласно некоторым соцопросам, нашей государственной власти полностью доверяют около 11% граждан. Такие показатели просто катастрофичны и чреваты большими проблемами для будущего страны. «То есть казахстанское общество изменилось и уже не является таким аполитичным, каким оно было в советское время», – говорит эксперт. Поэтому в ближайшей перспективе, видимо, будет усилена борьба с коррупционными преступлениями в государственных органах. Для большего эффекта, поддержания обратной связи с общественным мнением, соответственно, будут обнародоваться и широко освещаться результаты данной работы. Кроме того, стремление избежать социального возмущения и конфликтов является необходимой задачей для президента страны в процессе преемственности власти. Этому процессу не должны мешать возможные инспирирования различных протестных выступлений. «Вероятно, именно этими приведенными обстоятельствами обусловлены указания главы государства работникам корпуса «А» быть слугами народа, о необходимости власти работать во благо простого народа, защиты его интересов, об акимах во главе тендерных комиссий», – отмечает г-н Мамырайымов.

Касательно последнего поручения понятно, что тем самым увеличивается личная ответственность акимов за проведенные тендеры и возможную их коррупционную составляющую. По мнению политолога, теперь следует ожидать расширения прозрачности любимой казахской игры – тендеров. В связи с этим повышение зарплаты сотрудников корпуса «А» представляется необходимой мерой, которая может стать механизмом предотвращения коррупции, поскольку нельзя исключать того, что многие представители этой структуры будут работать честно. Приличная заработная плата в таком случае может стать хорошим подспорьем. Тем более что в последнее время видно, как в государственные органы некоторые люди идут работать во благо государства и общества. Причем в их числе есть и те, которые уже прилично обеспечили себе материальный достаток, в том числе и за счет государственных денег, говорит эксперт.

По-видимому, намерение повысить оплату труда госслужащих корпуса «А» было заложено еще до сентября, так как эту меру нужно было закрепить на уровне государственного бюджета. В целом на корпус «А» возлагают большие надежды, в том числе и наш президент. Неслучайно глава государства недавно заявил о необходимости пересмотра процесса подготовки и повышения квалификации госслужащих, системы конкурсного тестирования. Помимо этого намереваются ввести в госорганах институт советников по этике. Также придается большое значение прекращению практики миграции команд вслед за своими перемещаемыми по служебной лестнице шефами. Поэтому думается, что в три месяца совершенствование нашей госслужбы вряд ли уложится. С другой стороны, понятно, что все меры по повышению эффективности и качества казахстанской госслужбы широко и в основном положительно освещаются в целях развития авторитета власти и доверия к ней среди казахстанцев.

«Однако об итогах совершенствования государственной службы говорить пока рано, речь идет скорее об определенном доверии со стороны главы государства, тогда как результаты нам еще предстоит наблюдать», – отмечает г-жа Нурушева. Вместе с тем, по мнению политолога Максима Казначеева, агентству по делам государственной службы следует учитывать профили служащих в их тестировании. Специфика работы чиновников отличается от ведомства к ведомству. И, соответственно, в тестирование госслужащих должны быть внесены нюансы, связанные со специализацией исполняемой функции. «На данный момент существующие инструменты не предполагают оценку профпригодности служащего. К сожалению, реформа административного корпуса не учитывает этого нюанса и носит больше формальный характер», – отмечает эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤