Эх, дороги…
Ведомство проверит данные по стоимости строительства дорог в Иране.Как сообщил на прошлой неделе заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Сатжан Аблалиев, ведомство проверит данные по стоимости строительства дорог в Иране.
Как сообщалось ранее, мажилисмен Талгат Ергалиев озвучил депутатский запрос, в котором заявил, что одним из основных факторов, способствующих совершению преступлений в сфере строительства, являются недостатки действующей системы сметного нормирования, которое базируется на системе ценообразования в строительстве, принятой еще в прошлом веке.
Именно на основе этих старых норм и расценок советского периода определяется сегодня стоимость объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, что привело к ситуации, когда в проектах строительства иногда стоимость строительно-монтажных работ завышается на 15-20%.
При этом депутат привел пример: «1 км прокладки автомобильной дороги в Иране обходится в среднем в $600 тыс., строительство такого же участка дороги с аналогичными параметрами у нас обходится бюджету в среднем в $3,7 млн».
«Информация о том, что в Иране стоимость одного километра дороги обходится в среднем в $600 тыс. нас заинтересовала. Мы свяжемся с иранскими коллегами и проверим эти данные», – прокомментировал запрос депутата Сатжан Аблалиев. При этом он отметил, что, сравнивая стоимость строительства в разных странах, нужно учитывать в первую очередь категорийность дорог (количество полос), рельеф, наличие искусственных сооружений.
«В Казахстане тоже строятся дороги, километр которых обходится государству в $600 тыс. Но это дороги третьей технической категории, то есть они двухполосные с шириной покрытия 7-8 метров. По информации коллег из других стран, строительство дорог у них обходится в разы дороже. К примеру, на конец 2012 года в РК 1 км 4-полосной дороги первой технической категории стоит $3,7 млн, в России – $5 млн, Германии – $8,6 млн, Франции – $3,3 млн, Испании – $7,2 млн, Азербайджане – $6,6 млн».
Сатжан Аблалиев также сообщил, что на сегодняшний день действительно применяются старые расценки на использование в процессе строительства новой строительной техники. Однако, по его словам, некорректно говорить об удорожании проектов по этой причине.
Стоимость дороги зависит от таких компонентов, как мосты, тоннели, дорожные развилки, рельеф почвы. Например, по данным департамента транспорта США, строительство 1 км обычной дороги в штате Вирджиния обошлось в $1 млн. Тогда как на строительство 1 км высокоскоростной магистрали в городе Бостоне, которая называется «Большой бостонский тоннель», с большим количеством мостов и тоннелей было потрачено $106 млн.
Условия строительства и обслуживание уже построенных дорог тоже влияют на стоимость. К примеру, очень дорогие дороги в Швеции, где стоимость дороги зависит от особенностей почвы (зачастую дороги проходят через болотистые местности) и от дорогостоящего обслуживания.
Но есть и вполне корректные данные.
Согласно отчету «Мировая конкурентоспособность. 2012-2013» Всемирного экономического форума, по качеству дорог Казахстан занимает 117-е место из 144 стран с 2,7 балла.
В данном исследовании, где качество дорог оценивалось в баллах от 1 до 7, на первое место вышла Франция с 6,5 балла, хотя расходы этой страны на дороги составили меньшую сумму, чем в Казахстане.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.