Альтернатива, которой не было
Казахстану необходимо создать общий рынок электроэнергии в Едином экономическом пространстве.На прошлой неделе министр Евразийской экономической комиссии по вопросам энергетики и инфраструктуры Даниал Ахметов сказал, что общий рынок электроэнергии в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) повысит возможности экспорта нашей электроэнергии в третьи страны, Беларусь получит возможность замещения выпавшей мощности Чернобыльской станции, а Казахстан – уникальную возможность транзита электроэнергии.
По его словам, общий рынок электроэнергии Казахстана, России и Беларуси, входящих в ЕЭП, предполагается создать в три этапа.
На первом этапе усилия ЕЭК будут направлены на расширение межгосударственной торговли электроэнергией, для чего стороны должны гармонизировать существующую нормативно-правовую базу взаимной торговли, технического регулирования, регламентов и стандартов, трансформировать структуры некоторых государственных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с разделением на конкурентные и монопольные виды деятельности, сформировать правовую базу для создания наднациональных структур управления.
На втором этапе будет открыт доступ на национальные оптовые электрические рынки участникам из других стран, что потребует гармонизации национальных законодательств, регулирующих сферу обращения электроэнергии, внесения соответствующих изменений, а также дальнейшую унификацию нормативно-правовой базы технического регулирования.
На третьем этапе национальные электрические рынки предполагается интегрировать в общий электроэнергетический рынок, для чего должна быть до конца сформирована его нормативно-правовая база, организована биржевая торговля, созданы клиринговый центр и органы управления.
А мы пойдем на север
Сама по себе Объединенная энергосистема (ОЭС) Центральной Азии с расположенным в Ташкенте координационно-диспетчерским центром «Энергия» была создана еще в советское время. Эта схема путем регулирования пиковых нагрузок и перетоков электроэнергии позволила максимально повысить устойчивость работы энергосистем каждой из входящих в нее республик и одновременно использовать основные водохранилища для нужд ирригации.
После развала СССР восстановление энергетического кольца было оформлено в 1997 году специальным соглашением, но несогласованные действия стран-участниц часто приводили к нарушению диспетчерских режимов. Первым в июне 2003 года из ОЭС ЦА вышел Туркменистан.
Основной конфликт происходит между странами с орошаемым земледелием – Узбекистаном и Казахстаном с одной стороны – и энергетиками – Кыргызстаном и Таджикистаном – с другой.
Причем особенно напряженные отношения сложились у Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном. Ташкент обвиняет их в том, что они перекрывают воду, а те упрекают Узбекистан в завышенной цене на поставляемый им газ и недоплате за электричество, произведенное на их ГЭС. В частности, Ташкент за задержки в оплате поставляемого им газа периодически прекращал его подачу, в ответ Кыргызстан заявлял о намерениях открыть в осенне-зимний период шлюзы своих водохранилищ, что грозит Ферганской долине экологической катастрофой.
Не сложились отношения и между Узбекистаном и Казахстаном. Стороны регулярно обвиняют друг друга в ненормативном отборе электроэнергии из ОЭС. Самые острые разногласия произошли в 2009 и 2011 годах, когда поочередно обе стороны заявляли о выходе из ОЭС. Зачастую это было лишь угрозой и попыткой шантажа. Узбекистан, например, как участник ОЭС, должен пропускать через свои сети часть электроэнергии для Таджикистана и Кыргызстана. Казахстан ни в 2009-м, ни в 2011 году не мог решиться на односторонний выход из ОЭС, в первую очередь из-за нестабильного электроснабжения южных регионов.
Создание общего рынка электроэнергии – это альтернатива ОЭС Центральной Азии. Понятно, что до поры до времени Казахстан не мог в одностороннем порядке выйти из ОЭС во многом из-за своих обязательств перед Кыргызстаном и Таджикистаном, а также из-за позиции России по данному вопросу. Под ударом могли оказаться Кыргызстан и Таджикистан.
Это видно на примере самого острого конфликта между Казахстаном и Узбекистаном, произошедшего в 2012 году. Как сообщалось, вследствие несанкционированного отбора электроэнергии Узбекистаном Казахстан заявил о выходе из системы, отключив все линии 500 кВт, 220 кВт, которые связывают Узбекистан, север Кыргызстана и Казахстан. При выходе РК из ОЭС на севере Кыргызстана сложится дефицит электроэнергии до 40%.
Как только Казахстан выйдет из ОЭС, большие проблемы испытает и Таджикистан. Его энергосистема сильно зависит от ОЭС – единственного канала, по которому Душанбе мог получать необходимые, особенно зимой, объемы электроэнергии из Казахстана и Туркменистана. Так сложилось, что именно зимой, когда электростанции Таджикистана не вырабатывают достаточного объема электричества, эта республика нуждается в электроэнергии. Узбекистан, согласно обязательствам в рамках ОЭС, бесплатно пропускал необходимые для Душанбе объемы электроэнергии. С выходом Казахстана из ОЭС Душанбе придется платить за электроэнергию больше.
С точки зрения экономики выход из ОЭС и создание общего рынка электроэнергии в рамках ЕЭП дадут Казахстану много преимуществ. Во-первых, избыточную электроэнергию Казахстан сможет продавать в третьи страны. Например, в тот же Узбекистан, который в ЕЭП не входит. Во-вторых, доступ к казахстанской электроэнергии получит Беларусь, испытывающая дефицит электроэнергии. В-третьих, Казахстан станет транзитной зоной между Россией и Узбекистаном. Если Ташкенту понадобится получить определенные объемы электроэнергии, ему придется платить за ее транзит только Казахстану.
Ну и самое главное. Минск полностью поддержит Астану в ее стремлении энергетически интегрироваться в ЕЭП. Если Казахстан еще и выйдет из ОЭС Центральной Азии, то это будет мощным рычагом давления на Узбекистан, к чему, кстати, после выхода Ташкента из ОДКБ призывал президент Беларуси Александр Лукашенко.
При определенных условиях такое развитие событий выгодно и России. Она тем самым покажет свою последовательность. Недавно, после того, как украинский премьер заявил о возможном отказе от российского газа и окончательной интеграции с Евросоюзом, Москва пригрозила практически полностью блокировать торговые отношения с Украиной. Создание общего рынка электроэнергии в ЕЭП, куда входят Таджикистан и Кыргызстан, и выход Казахстана из ОЭС Центральной Азии – продолжение той же самой политики. Ташкенту дается четкий сигнал: кто не с нами, тот против нас.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.