МДП не враг, но…
Белорусская таможня выступила за изменение правового поля использования системы международных дорожных перевозокПравовое поле использования системы МДП (международных дорожных перевозок) должно претерпеть существенные изменения. Такое заявление сделал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси (ГТК РБ) Сергей Борисюк во время Белорусского транспортно-логистического конгресса, прошедшего в Минске 9-10 октября.
«Тот уровень зависимости от процедуры МДП, который наблюдается сейчас в сфере транзитных перевозок, по нашему мнению, недопустим, – сказал г-н Борисюк. – Правовое поле использования МДП должно претерпеть существенные изменения в сторону усиления защиты государственных бюджетов от возникновения задолженности и повышения стабильности системы гарантий».
Кроме того, по мнению ГТК РБ, «необходимо срочно наращивать потенциал национальных механизмов гарантирования при транзите товаров, чтобы стабилизировать условия транзита как на национальном, так и на региональном уровне».
Белорусские таможенники считают, что применение системы имеет концептуальные проблемы, которые становятся источником кризисных ситуаций. В их числе – уровень гарантий книжки МДП, которая в настоящее время в ряде случаев не покрывает причитающихся сумм таможенных платежей при транзите товаров, а также негибкость системы, которая не позволяет при недостаточности гарантий использовать иные, кроме сопровождения, способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
«Кроме того, давно уже вызывает опасения использование книжек МДП перевозчиками, не являющимися их держателями», – добавил г-н Борисюк.
Таким образом, белорусская таможня фактически приняла сторону Федеральной таможенной службы России в конфликте с грузоперевозчиками, осуществляющими международные перевозки по системе МДП.
Как известно, в конце августа ФТС России письменно уведомила Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) о расторжении с 1 декабря 2013 года Соглашения об обязательствах, связанных с применением Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
Речь не о международном договоре – Конвенции МДП 1975 года, а о взаимодействии федерального органа исполнительной власти и российской структуры, являющейся гарантийным объединением, подчеркивают российские таможенники. Соглашение ФТС с АСМАП действовало с 2004 года.
Суть конфликта заключается в том, что, по мнению ФТС, обязательства по уплате таможенных платежей таможенным органам АСМАП в соответствии с упомянутой конвенцией не выполняет и сумма задолженности составляет свыше 20 млрд рублей, или 40% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности.
ФТС утверждает, что все попытки урегулировать вопросы транзита товаров по книжкам МДП «не увенчались успехом в силу неконструктивной позиции руководства гарантийного объединения». В частности, не решены вопросы предоставления АСМАП надлежащих гарантий уплаты таможенных платежей при транзите товаров, исключающие потери для федерального бюджета, а также выработки процедуры погашения задолженности, возникшей при недоставке товаров. Якобы поэтому и пришлось пойти на крайние меры.
Вопрос о расторжении подобного соглашения между белорусскими таможенниками и перевозчиками не стоит. Во-первых, международные перевозки, страной назначения которых является Беларусь, на сегодня менее зависимы от МДП, чем российские. В Беларусь по процедуре МДП ввозится порядка 47% товаров, из Беларуси – 7,4%. Для сравнения: 84% транзитных товаров, следующих через Беларусь в Россию, перемещаются автомобилями с использованием книжки МДП. В оценке белорусских таможенников это настоящая монополия.
Любопытно, в ходе короткой дискуссии после выступления г-н Борисюк миролюбиво подчеркнул, что МДП – одна из самых надежных в мире процедур, что в белорусский бюджет платежи от перевозчиков поступают в полном объеме и что неурегулированных вопросов с белорусским национальным оператором МДП – ассоциацией БАМАП – у таможенников на сегодня нет. И вообще, российский конфликт вызван не только объективными причинами, но и «отсутствием реального взаимодействия между национальным гарантом по процедуре МДП и таможенными органами».
Получается, отношение у белорусских таможенников такое: МДП нам не враг, но надо быть настороже.
Белорусский минтранс же и в отсутствие реального конфликта с таможенниками, лишь наблюдая за российскими перипетиями, сегодня полностью на стороне перевозчиков. «Эта система достаточно надежно в мире работает, – высказался во время выхода к прессе глава ведомства Анатолий Сивак. – Пускай была бы создана в мире другая, и она бы победила, а не так, что давайте остановим старую, не имея новой».
А вот его российский коллега Максим Соколов воздержался от каких-либо оценок. «Я считаю, что это в компетенции федеральных таможенных органов. Поэтому пускай они сначала определятся, выскажут свою позицию, а потом уже мы будем оценивать», – прокомментировал конфликт ФТС и АСМАП министр транспорта России.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.